Найти в Дзене

Аркаяжохов, царское собрание в Великой Армении. История христианской Армении.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Приветствуем вас наши читатели и фолловеры, и желаем отличного вам настроения. Наша команда с опытом работы в сфере международной политики, решила объединиться и вновь создать канал с независимым, и объективным освещением (и их анализом) различных ситуаций в Закавказье (первый канал World News Today временно "отдыхает", так как по многочисленным и необоснованным жалобам азербайджанцев, показы на нем сведены к минимуму).

Коллектив состоящий из квалифицированного юриста по гражданскому праву, экономиста с многолетним стажем по инвестиционным вопросам, политолога-международника и социолога попытается разобраться, что такое аркаяжохов и почему ему в Великой Армении уделяли такое большое значение?

На нашем канале мы писали уже о "газпене", Божьем даре Стране Армянской. И вот, наш подписчик ARTCON 2019 (увы, имя которого мы не знаем, но это бесспорно сын Великой Армении, потомок отважных и добродетельных армян, которому наша команда выражает огромнейшую признательность за идею для статьи), подал нам идею для статьи, которая бесспорно заинтересует армянскую аудиторию Яндекс.Дзена, как часть истории Великой Армении. Так что читайте статью, что написана для всех сынов и дочерей Страны Армянской, а также для армян, что будучи в Спюрке, морально (а порой и с кулаками, но что поделать, если тебя загнали в угол, ты должен защищаться, как умеешь) защищают ее честь и достоинство.

Так вот... Начнем с того, что (многие ныне даже в самой Армении этого не знают, а оттого и часто путают) есть ашхаражохов (наподобие земских соборов на Руси), а еще есть аркаяжохов (в переводе с армянского "арка", это царь, а "жохов" - собрание, то есть царское собрание). Различие между ними просто огромное, ведь если на ашхарожохов приглашали не только католикоса всех армян, но также приглашали всех нахараров, танутеров, ишханов, бдешхов, гордзакалов (коротко азатов, то есть знати) и выбранных представителей от шинаканов (крестьян) на практически ежегодное всенародное совещание, созываемое периодически для обсуждения важных государственных дел Страны Армянской (эдакий рефедендум в древние века в Великой Армении), то на аркаяжохов, который созывали редко и по очень памятным случаям, приглашали только наапетов (наапет, это глава княжеского рода) нахарарских родов и владетельных ишханов со старшими сепухами (сыновьями и взрослыми сыновьями родственников).

Как пример ашхаражохова, мы можем показать большое собрание на избрании Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Нерсеса I Великого из рода Григория Просветителя. Об этом, самом известном ашхаражохове Страны Армянсокй, можно почитать у армянского историка V века, Фавстоса Бузанда, который и описал данное событие.

Аркаяжохов же проводился более церемонно, чем ашхаражохов. Так, время проведения аркаяжохова приходилось всегда на весеннюю пору и мы решили привести, как пример аркаяжохова, собрание глав родов времен царя Папа Великого. Царь Страны Армянской обычно, как и полагалось по этикету и обычаям, вызывал к себе сначала старшего дворецкого, которому и отдавал приказ вызвать к нему азарапета (как правило, азарапетами в Великой Армении были главы родов Аматуни или Гнуни, управляющие царским домом, финансами и налогами страны. На тот период им был Кенан Аматуни) и отдавал ему распоряжение о созыве. Вообще, цель и задачи созыва аркаяжохова всегда проговаривались с азарапетом царского двора детально, но именно впервые (и в крайний раз) при правлении царя Папа причина созыва аркаяжохова не была указана. Прибытие на аркаяжохов считалось обязательным, отказ считался за оскорбление царского рода и карался страшной карой (так, история Др. Армении помнит случай, когда у неявившегося на аркаяжохов ишхана отняли все земли, крепости, слуг, лишили чинов и наград, запретив всякому подавать ему и членам его семьи, пустив таким образом по миру).

Точной даты сбора аркаяжохов, как правило не имел, и начинался только после того, как прибудут все приглашенные. В виде отступления заметим, что спешить на аркаяжохов не советовалось, следовало ехать чинно и неторопливо, и потому путь до царского дворца занимал порядочное время. Отправляясь в путь, соседствующие друг с другом нахарары и ишханы Страны Армянской всегда "кооперировались" и собирались у одного из своих соседей, а оттуда уже отправлялись в столицу, к царскому дому. Хоть и нет четких записей в анналах и манускриптах, но по дошедшим до наших дней сказаниям гусанов (аналог европейских менестрелей и трубадуров), собираясь на аркаяжохов, следовало садиться по неписаной традиции только на коней арцахской (карабахской) породы, вскормленных сочными травами и вспоенных водами горных источников Сюника (да уж, что ни говори, а бизнес у ишхана Сюника, деда царя Папа, Андока, в ту пору процветал).

И упаси Боже, если конь будет резвым, позора не оберешься перед всеми. Конь для аркаяжохова должен был быть грациозным и иметь величественную поступь (потому и добирались князья до столицы днями и неделями, по пути останавливаясь погостить у родственников и знакомых). Масть коня должна была быть белой, без единого темного пятнышка, олицетворяя собой мир, а грива коней должна была стелиться по земле. Хвост заплетался в косички строго по числу областей Страны Армянской, а так как Армения в ту пору часто воевала с соседней Персией, то число косичек на хвосте коня увеличивалось/уменьшалось (но в ту пору все же часто увеличивалось).

Так как часть нахараров и ишханов Страны Армянской, чьи владения граничили с Сасанидской империей, отдавали предпочтение персам с их зороастризмом, то покрой одежды и манера их речи тоже копировала персидскую, а другая часть, чьи владения граничили с Византией, соответственно перенимали и следовали ромейским (византийским) традициям. Но вот что странно, на аркаяжохов (как показывают исторические рукописи) ни один нахарар, ни один ишхан не прибыл в одеяниях, не соответствующих исконно армянской традиции того времени.

Армянские нахарары и ишханы из рода Вахевуни, Авнуни, Апауни, Аматуни, Гнуни, Гнтуни, Рштуни, Палуни, Арцруни, Камсараканов и многих других, являвшихся опорой страны и помощниками царя в государственных и ратных делах, одевались на царский совет согласно этикета того времени, то есть в армянские национальные одеяния.

Архалух - так называлась традиционная верхняя армянская мужская одежда, наподобие персидского халата, подвязываемая широким кушаком. Расшивался архалух, согласно чину и древности княжеского рода золотыми или серебряными нитями, инкрустировался драгоценными камнями. Вартик - мужские широкие брюки, подобие персидских шальвар. Часто вартик вообще шили со вставной полоской и она была порой настолько широкой, что равнялась длине самих штанов. На головы князья надевали тиары, которые ювелиры того времени украшали драгоценными камнями и жемчугом. К тиарам прикреплялись особые повязки для волос, которые тоже украшались дорогими камнями.

Поверх одеяний у нахараров и ишханов, кои были расшиты золотистыми нитями, на плечи себе они набрасывали дорогие парчовые накидки с широкими воротниками из соболя. На ногах у каждого была разноцветная обувь, выделанная из замши или из текстурированной телячьей или козьей кожи - сафьяна, соответствующая положению и знатности князьей, а голени были в шитых золотом наголенниках. На пальцы они надевали перстни, один из которых непременно должен был быть с дорогой геммой-печаткой (и на ней выгравирован герб - вепрь, овен, лев или еще какое-нибудь благородное животное). и ко всему этому, к золотым и серебряным поясам, усыпанным драгоценными камнями, были пристегнуты мечи в позолоченных или посеребренных ножнах.

Нахарары и ишханы всегда садились на аркаяжохове строго по старшинству (нарушение этикета/чинопочитания каралось изгнанием из царского дворца, отлучением от доступа во все дома остальных князей и всеобщим порицанием) и чину. Стоит отметить и тот факт, что хоть и были в царском доме персидские диваны/лежанки, и византийские кресла, но предпочитали князья все же традиционные армянские подушки, на которые и садились, скрещивая при этом ноги. Отметим также, что подушки те, тоже вышивались в определенном цвете, с гербом одного из нахараров/ишаханов, показывающим его место на царском собрании.

Примечателен и тот факт, что нередко было, что прибывший на государственный совет князь видел свою подушку на совсем другом месте. Если он отличался в ратном или государственном деле, то соответственно был ближе к трону царя Страны Армянской, а если был уличен во лжи или ином грехе, то были случаи, что и подушку ставили в самый конец.

И напоследок. Вот такие славные времена были в Великой Армении, где государственные дела решались на царском собрании, а депутатами были не бизнесмены и болтуны-демагоги, а люди, кто своим делом доказывали право находиться на аркаяжохове и имели возможность напрямую высказать царю, что они думают о той или иной ситуации, и как ее исправить.

Знайте, мы не боимся говорить и писать истинную правду, показывать реальное положение дел!

Подписывайтесь на наш новостной канал если хотите быть в курсе всех актуальных новостей, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ставить классы/лайки статьям, делитесь ими с друзьями, родными и близкими, и самое главное - комментируйте... ПОМНИТЕ, ВАШ ГОЛОС ВАЖЕН!