В американском космическом агентстве заявили, что в ближайшее время не планируют сотрудничать с Китаем в сфере космоса, но в перспективе были бы не против такого партнерства. В качестве препятствия обмена лунным грунтом с КНР в агентстве назвали ограничения в законодательстве США, которые касаются двустороннего сотрудничества между NASA и китайскими организациями.
Со своей стороны, официальный представитель CNSA на пресс-конференции, посвященной успешному завершению миссии «Чанъэ-5», которая проходила в декабре 2020 года, отмечал, что Китай готов поделиться образцами грунта, но для этого требуется изменение политики властей США. «К сожалению, из-за того, что в 2011 году конгресс США принял закон, ограничивающий сотрудничество и контакты американского NASA с китайской аэрокосмической отраслью, я думаю, в основном это зависит от политики американского правительства», - сказал заместитель лунной программы КНР У Яньхуа на пресс-конференции, которая транслировалась по Центральному телевидению Китая.
Напомним, что в 2011 году NASA исключила все организации, принадлежащие Китаю или связанные с ним, из всех своих проектов. Для того, чтобы принять участие в китайской миссии «Чанъэ-4» агентству пришлось получать специальное разрешение конгресса США.
Как сообщалось ранее в китайском издании Baijiahao, CNSA отклонило заявку США на участие в проекте «Тяньгун». Таким образом США не будут допущены к участию в научных работах на борту китайской орбитальной станции. В качестве причины отказа названо несоответствие стандартам с точки зрения научной ценности и технологий.
От китайской стороны приглашения к сотрудничеству в проекте уже получили 17 стран, в том числе и Россия, которая сможет занять отдельный отсек, а при необходимости присоединить к станции собственный модуль.
Китайские ученые не раз получали отказы на просьбы провести собственные научные эксперименты на МКС, поскольку ряд стран-участниц проекта ограничивают сотрудничество с КНР в космической отрасли и передаче технологий. Строительство собственной станции не только позволило Китаю получить платформу для исследований в космосе, но и стать единственной страной, владеющей национальной орбитальной станцией.