641 подписчик

Мои роды. Потуги, окситоцин и рождение сына

3,2K прочитали

18 часов безводного периода (причем воды отходили с меконием), из них 9 без явных схваток и 9 со схватками... 

К 9 вечера (а в роддом я поступила в 4 утра) мне сняли эпидуралку, потому что открытие были уже полное. Теперь ждали, пока малыш опустится и вставится нужным образом в таз, а также когда меня начнет тужить. Впереди маячил окситоцин - акушерка переживала, что я от него тоже откажусь, как и от стимуляций на начальном этапе родов, но во-первых, я уже договорилась с врачом (еще до постановки ЭА), что вопрос применения окситоцина будет на его усмотрение. А во-вторых, хотелось уже побыстрее родить - и для себя, чтобы это все закончилось, и для малыша, потому что вряд ли ему там было очень хорошо, и долгие потуги были бы ему на пользу. Ну и, конечно, согласившись на первое вмешательство (ЭА в моем случае), попадаешь в их цикл (одно тянет за собой другое) и теряешь нити владения ситуацией. По идее, роды - это норма, это физиологичный процесс, а вмешательства уже попадают в область не-нормы, вотчину врачей. И тогда уже они и дальше определяют процесс... Но это совсем другая история. Еще, кстати, я сама напомнила врачу, что уже прошло 18 часов безводного периода, и мне нужно по правилам дать антибиотики. Он удивился, что я это помню, но обрадовался, что я напомнила - о да, и точно ведь, хорошо, что сказали.

Перинатальный центр ГКБ им.М.П.Кончаловского
Перинатальный центр ГКБ им.М.П.Кончаловского

А пока я лежала на кровати, пыталась расшевелить ноги (одна нога чувствовалась хуже, чем другая - ощущение такое, как будто занемела), говорила с мужем, который только-только приехал. Мы обсуждали какие-то совсем будничные и простые вещи - что он делал, пока дома ждал, как вели себя кошки, что он взял поесть, и что сказал маме, которая звонила ему уже несколько раз...

Эпидуралка отходила неравномерно - раньше всего в области датчика КТГ, он был горячий, и из-за этого под ним было даже больнее, чем в других местах. Но зато, конечно, он давал возможность видеть, что сердечный ритм у ребёнка нормальный, а муж на аппарате еще и смотрел силу схваток, по нему хорошо было видно и пик, и интенсивность.

Минут через сорок стало не до разговоров - я утыкалась в руку мужа лицом и звучала. Дышать по правилам уже не удавалось, это были слишком сильные и настойчивые ощущения, они забирали все - способность концентрироваться на чем-то другом просто ушла. Какое там расслабление! То есть не то чтобы я зажималась (хотя теперь и сложно это оценить). Но просто когда в теле что-то так скручивает, внимания и сил на другой процесс просто нет, ты идешь за этим ощущением целиком, «вкручиваешься» в него всей собой же.

Часов в 11, по словам мужа (я этот момент уже плохо помню), мне поставили окситоцин. Разграничить ощущения на самом деле не очень легко (может быть, это как раз то, что должно стереться в памяти, что я потом была готова рожать еще, хаха). Но помню первое впечатление сразу после установки - ого! как сильно! Он как будто разгоняет интенсивность, выкручивает глубину и силу на максимум. Здесь бы как раз поискать удобную позу для облегчения ощущений, и я даже пыталась - хотела принять вертикальное положение, встать на колени на кровати. Но после ЭА нельзя ходить, и мне разрешили попробовать сменить позу, но аккуратно, плюс прокомментировали в том духе, что долго я не выдержу, устанут колени. Так и вышло - по идее, вертикально схватка и правда проживается легче (если найти действительно удобную позу), но дрожь в ногах это нивелирует, и вскоре я сдалась и легла обратно. 

Когда приходил врач, я постоянно спрашивала его - сколько еще? Сколько?.. Он пожимал плечами и ставил сроки - еще полчаса. Еще три схватки. А проходил час, проходило семь схваток, и было еще не все... Примерно там же я начала ощущать давление в тазу, обрадовалась приближению конца, но не тут-то было. Это примерно как со сроками, которые он мне давал - вроде скоро, вроде вот-вот, но время тянется бесконечно, разграниченное лишь пиком взрывного давления и растяжения и небольшом проблеском отдыха, когда не успеваешь не то что расслабиться и отдохнуть, но даже толком набрать воздуха в грудь.

Остальные два часа до рождения ребёнка помню смутно, картинками. Вот акушерка заходила по боксу активно - носит полотенца, какие-то тряпки, что-то куда-то переставляет, стелит, я думаю о том, что, видимо, у них такой регламент - когда ребенок совсем близко, надо сделать что-то очень конкретное, чего не делают до появления этих признаков. Вот врач, он пока заходит редко, спокойный и ровный тон его голоса диссонирует с моим состоянием. Вот мне дают трубочку подышать, с ней становится хотя бы понятно, куда направлять усилия и что вообще делать, пока шарашит схватка. Вот время приближается уже к двенадцати ночи, и я надеюсь, что сейчас все?.. А сейчас?.. А теперь?.. - как осел из Шрека, который хочет скорее доехать до пункта назначения. Вот акушерка пытается показать мне, как тужиться на задержке дыхания, отнимая трубочку, и вся работа моего тела тут же разлаживается. Кто в лес, кто по дрова - набрать дыхание я не могу, куда тужить, непонятно, посреди усилия я судорожно вбираю воздух снова, все ломается, акушерка сокрушенно качает головой. Вот почти в полночь приходит врач и больше не уходит, акушерка жалуется ему, что я не тужусь, врач проверяет и соглашается, что да, не огонь, и придется все время с трубочкой - тужиться с выдохом в нее. По его мнению, это будет менее эффективно и долго, но что делать. Малыш продвигается медленно - или это я плохо работаю?.. - и врач замечает укоризненно, мол, вот, это с окситоцином так, а ты хотела еще и без. Моя логика другая, что как раз с окситоцином все так тяжело, а без было бы легче и в итоге быстрее, но мне не до медицинской теории или рассуждений. 

После полуночи я сдаюсь, переставая считать схватки и надеяться на скорый конец, только тужусь изо всех сил каждые ... полминуты?.. Минуту? Нельзя сказать, но как будто почти без перерывов. Впрочем, иногда в них я успеваю похныкать или почти заплакать, вызывая возмущение врача пополам с ободрением - ну, ну, мать, это ты что удумала.

Муж держит ладонь у меня на лбу во время схватки, и это отдельный светлый проблеск во всей этой вакханалии. Физически это никак не помогает, но дает какой-то островок постоянства и почвы под ногами, за который можно зацепиться, и где часть души как будто успевает выдохнуть, пожаловаться, прижаться к чему-то родному и слегка отдохнуть, и это прям здорово поддерживает.

Во всех теориях написано, что у первородящих второй период родов может занимать несколько часов, и по этим параметрам я уложилась в норму. Но часто встречаешь истории, где родили за пару потуг, за три, за одну, потуги заняли 15 минут, и тогда думаешь - о боже, как?.. Почему я делала это минимум час?.. Из-за ЭА? Из-за возраста, в котором, считается, что хуже растягиваются ткани и сложнее идет рождение? Просто так сложилось?.. Очень интересно, как я буду рожать второй раз (а мы хотим еще ребенка), и пройдет ли все быстрее и легче, получится ли родить полностью самой, мягко и без вмешательств. Но это все потом. А в этот раз вышло как вышло, тут уже ничего не изменишь.

По крайней мере, я рада, что весь этот долгий потужной период с малышом было все хорошо - и врач, и муж внимательно следили за КТГ, и сердечко у малыша не сбивалось. Но зато вышел он быстро, от момента появления головки до собственно рождения. За одну или две последних потуги - такое ощущение было, что все быстро-быстро наконец раскрылось, и он вывалился на руки акушерке. Это, видимо, случилось за счет разрывов 2 степени (это которые затрагивают не только верхние слои кожи, но и мышцы), но я их не почувствовала совершенно, от слова совсем - только вот этот моментальный выход малыша. Меня в ту секунду окатило волной несказанного облегчения - о, это все, наконец-то! Не радости за малыша или за нас, как семью из-за его появления на свет, но именно чисто физического облегчения. Лавинообразное такое чувство, почти блаженство, и первые минуты я им безобразно наслаждалась, и эмоций на что-то другое почти не хватало.

Малыша тем временем обтерли и положили мне на живот - маленького, голенького, слепо моргающего и растерянного. Он был очень непривычный, мягонький, и с приятной бархатной кожей, это ощущение я тоже очень хорошо помню. Удивление, интерес и вот эта мягкая бархатистая кожа на пухленьких согнутых ножках, - первые мои впечатления от ребенка.

Непосредственно за несколько минут до рождения врач позвал педиатра (или неонатолога?.. не знаю) для быстрого осмотра и реагирования, если вдруг что, объяснив при вызове про безводный период и меконий. Врач пришла, и потом сразу смотрела малыша на мне. Немного побудоражила, чтобы он покричал, и вынесла вердикт, что все отлично - он ничего не наглотался, здоров, 8/9 по Апгар.

Пуповине дали отпульсировать (вроде бы, я не видела, в каком состоянии она была при перерезании), хотя по моим ощущениям недолго, и муж ее перерезал. С плацентой с помощью акушерки все получилось с одного раза, и дальше мы еще немного полежали с малышом в обнимку, пока его не забрали обтирать, взвешивать и пеленать, а ко мне не позвали врача (из-за разрывов).

А потом начался уже настоящий "золотой час"...