Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. «Северная пчела». История.

Так уж сложилось в жизни, что моим хобби стало увлечение историей Санкт-Петербурга и как в известной поговорке – «Охота пуще неволи», это вынудило меня расширять круг источников информации. Как для «добычи» собственно самой информации, так и для перекрёстного анализа уже найденной. Посмотреть на искомую тему, по возможности, с различных точек зрения. Приходиться листать исторические справочники, мемуары, учебники по истории, документальную и художественную литературу, периодические издания. Вот именно о последних я и хотел сегодня поговорить.

Фотография из открытых источников в интернете.
Фотография из открытых источников в интернете.

За более чем трёхвековой период истории нашего города, было издано немало газет и журналов описывающих быт петербуржцев и городские новости. Газет и журналов издавалось десятки и десятки, если не сотни, и вспомнить все, а тем более почитать, просто невозможно, но знать основные пришлось. Перечислю некоторые:

  • Санкт-Петербургские ведомости;
  • Санкт-Петербургский вестник;
  • Сын Отечества;
  • Старина и новизна;
  • Русский инвалид;
  • Литературная газета;
  • Современник;
  • Русский вестник;
  • Столица и усадьба;

Существовали издания с редкими и на сегодня, забавными названиями, издания однодневки:

  • Полезное увеселение;
  • Невинное упражнение;
  • Парнасский щепетильник;
  • Покоящийся трудолюбец и пр.

В этом перечне, на мой взгляд, особое место занимает газета «Северная пчела», она выделяется: во-первых, оригинальностью названия. Оно моментально запоминается. Во-вторых, большим объёмом предлагаемой информации. В-третьих, периодичностью издания. В-четвёртых – это была одна из первых, в Российской империи, частная газета! А, частная – значит не ангажированная властями. Но, об этом попозже.

«Северная пчела» издавалась в Санкт-Петербурге с 1825 по 1864 год под редакторством Фаддея Венедиктовича Булгарина и Николая Ивановича Греча.

Справка: Фадде́й Венеди́ктович Булга́рин — русский писатель, журналист, критик и издатель. (Имя при рождении: Ян Тадеуш Булгарин) Капитан наполеоновской армии, кавалер ордена Почётного легиона Франции, действительный статский советник; «герой» многочисленных эпиграмм Пушкина, Вяземского, Баратынского, Лермонтова, Некрасова и многих других.
Фадде́й Венеди́ктович Булга́рин. Фотография из открытых источников в интернете.
Фадде́й Венеди́ктович Булга́рин. Фотография из открытых источников в интернете.

С самого начала издания «Северной пчелы» редакцией было заявлено, что это первая крупная частная газета в России. Это было ново для русской прессы того времени, так как такое издание было почти невозможно в первой половине XIX века в Российской империи.

Идея выпуска газеты пришла Николаю Гречу весной 1824 года, когда он находился в тяжелой финансовой ситуации. Лето и осень он и Тадеуш Булгарин потратили на предварительные сметы и подготовку. Разрешение на издательство «Северной пчелы» было получено без проблем, пользуясь знакомством Булгарина с министром просвещения Александром Семёновичем Шишковым. Вероятно, что название «Северная пчела» было выбрано не без знаний Булгарина о польских изданиях: «Краковская пчелка» и «Польская пчела».

История создания газеты началась совмещением ранее издаваемых газет: «Литературных листов» и «Литературных прибавлений к «Сыну Отечества».

Из воспоминаний А.С. Шишкова:

Ф.В. Булгарин изначально хотел стать редактором официального журнала, но ему всё не удалось этого достичь. Вскоре он предпринял попытку начать издавать свой журнал «Городской вестник», которая тоже оказалась неудачной. Он всегда хотел придать своему изданию особый статус, которыми обладали в начале XIX в. только официальные издания.

Александр Семёнович Шишков. Фотография из открытых источников в интернете.
Александр Семёнович Шишков. Фотография из открытых источников в интернете.

Проект «Северной пчелы» появился спонтанно, так как после отказа в выпуске «Городского вестника» 14 мая 1824 г., уже 29 мая был подан новый проект с прошением издавать вместо четырех журналов («Сын Отечества», «Северный архив», «Литературные прибавления к «Сыну Отечества», «Литературные листки») три, объединяя последние два в один журнал. Примечательно, что изначально «Северная пчела» позиционировалась именно как журнал, который должен был выходить три раза в неделю. Однако, А.С. Шишков отмечает, что журнал «выходящий листами три раза в неделю, большую часть которого составляют разнообразные новости, безусловно представлял собой газету, причем по сравнению с «Городским вестником» как будто даже более серьезную, не ограничивающуюся новостями исключительно городскими».

Здесь важно отметить вот ещё что. Издание «Сын Отечества» Н.И. Греча имел исключительное право сообщать политические известия, что давало «Северной пчеле» распространение этой привилегии. Хотя союз Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча имел вынужденный характер, оба получали взаимные выгоды от такого сотрудничества.

Николай Иванович Греч. Фотография из открытых источников в интернете.
Николай Иванович Греч. Фотография из открытых источников в интернете.

В первые годы издания газета вырабатывала свой стиль и рубрики, поэтому дизайн газеты часто менялся. В 1820-х гг. номера газеты состояли из четырех страниц-полос, поделенных горизонтально на две части. Это было сделано для того, чтобы отделить политические и культурные новости. Именно в «Северной пчеле» впервые можно было встретить синтез подобных новостей.

В официальных правительственных газетах, таких как «Санкт-Петербургские ведомости» (1728-1917 гг.) и «Московские ведомости» (1756-1917 гг.) сообщались только официальные правительственные новости, т.к. только государство имело на них монополию. С появлением новых официальных газет, таких как «Русский инвалид» (1813-1917 гг.), «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1803-1810), «Северная почта или Новая Санкт-Петербургская газета» (1809-1819 гг.), «Санкт-Петербургские Сенатские ведомости» (1809-1819 гг.) сообщаются более специализированные известия, связанные с политической жизнью Российской империи. «Северной пчеле» не разрешалось самостоятельно печатать такого рода известия, но было дано разрешение перепечатывать их. Почти все они существовали относительно недолгое количество времени. «Северная пчела» выделялась на фоне всех этих газет именно тем, что сообщала не только новости из различных сфер жизни общества, но и те, что касаются государственных дел. Таким образом, читательский интерес публики к этой газете был выше, и она пользовалась популярностью.

Фотография из открытых источников в интернете.
Фотография из открытых источников в интернете.

Структура «Северной пчелы» также отличалась от остальных газет того времени. Верхнюю часть каждой страницы занимали постоянные рубрики «Внутренние новости», «Новости заграничные» и новости неполитические. Под ними печатались другие категории новостей, такие отраслевые разделы как «Смесь», «Новые книги», «#Литературныеновости », «Известия о новейших модах», «Нравы». Такую разметку страниц редакторы позаимствовали у западных изданий.

Памятуя, что данная статья не является научной, в этом месте анализа газеты остановимся. Для нас с вами особый интерес представляет то, что «Северная пчела» издавалась в период расцвета творчества #Пушкина, #Лермонтова, #Некрасова, Вяземского, Баратынского, в период восстания декабристов, в период Крымской войны. Газета публиковала первые главы Евгения Онегина и подробно описывала бунт на Сенатской площади, превратившись к тому времени «рупор самодержавия».

Фотография из открытых источников в интернете.
Фотография из открытых источников в интернете.

Перелистывая страницы газеты, переносишься в то время и с высоты сегодняшнего времени с грустью отмечаешь, сколько усилий, энергии, таланта, сколько жизней, в общем то далеко не глупыми людьми, было потрачено в пустую. Жизнь в середине XIX века бурлила, наступало время всеобщей просвещённости и грамотности. Российская молодёжь, отравленная информацией из Европы, желала демократии и свержения самодержавия, причём не столько по сути вопроса, сколько как дань моде. Называя себя вольнодумцами, они любили и царя, и Отечество.

В газете всегда сообщались новости о наводнениях в Петербурге и других катаклизмах. Среди них пожар Зимнего дворца 1837 г. В газете сообщается: «Северная столица лишилась лучшего своего украшения: Зимний дворец сделался добычею пламени». Выражается глубокое сожаление по поводу произошедшего и описываются подробности того, как распространялся пожар и что удалось спасти. Также отмечается участие императора, который направил все силы на спасение Эрмитажа.

Еще одним событием, являвшимся важным для истории Петербурга, была эпидемия холеры 1831 г., которая унесла жизни многих людей. В «Северной пчеле» сообщаются все подробности развития пандемии и ее угасания.

Фотография из открытых источников в интернете.
Фотография из открытых источников в интернете.

Среди прочих преимуществ «Северной пчелы» перед другими изданиями, была у газеты ещё одна, особая привилегия.

XIX век – век расцвета театрального искусства в Российской империи. В то время театр являлся чуть ли не единственным местом, где все сословия могли собраться вместе. В дополнение театр высоко ценился из-за того, что других развлечений практически не было. Таким образом, театр служил инструментом воздействия на умы людей.

Свои суждения о театре в XIX в. необходимо было выражать с особой осторожностью, так как за любое неугодное слово можно было получить наказание. Запрет на публикацию театральных рецензий существовал вплоть до 1828 г., а с самого начала царствования #Николайпервый запрещал любые проявления общественных вольностей, поэтому цензура также ужесточалась. Из этого следует, что писать о театре что-либо в негативном ключе также запрещалось: «Театры были исключительно казенные, следовательно, лица, подвизающиеся на них, состояли на государственной службе, а поэтому обсуждать их действия, а тем более относиться к оным неодобрительно, значило так или иначе косвенным образом задевать само правительство».

Фотография из открытых источников в интернете.
Фотография из открытых источников в интернете.

Именно «#Севернаяпчела» стояла у истоков зарождения русской театральной критики. Получить разрешение на публикацию театральных рецензий пытались многие издания, но получил её, в 1828 году, именно Ф.В. Булгарин.

Есть еще один любопытный факт: страницы газеты в течение года имели сквозную нумерацию. То есть в №1 страницы были пронумерованы 1, 2, 3, 4, в №2 – 5, 6, 7, 8 и т.д., выходя далеко за 1000 страниц. А вот номера от начала издания в скобочках за номером текущим, как это принято делать сейчас, на титульной странице не писали.

Подводя итог своему рассказу о «Северной пчеле», хотел бы подчеркнуть следующее. Меня, как любителя истории, мало интересуют оценочные категории, что дескать с определённого момента газета из либеральной, превратилась, чуть ли не в официальный орган самодержавия, а г-н Булгарин стал фактически «сексотом» III отделения жандармского управления. Я воспринимаю эту газету, как «форточку», в которую можно заглянуть «идя по следу» того или иного исторического события.

Фотография из открытых источников в интернете.
Фотография из открытых источников в интернете.

Справка: Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии — высший орган политической полиции Российской империи в правление Николая I и Александра II (с 1826 по 1880 годы). Занимался надзором за политически неблагонадёжными лицами и сыском. Исполнительным органом третьего отделения был Отдельный корпус жандармов. Во главе отделения стоял главноуправляющий (т. н. шеф жандармов). По своему значению отделения императорской канцелярии приравнивались к министерствам.

Спасибо, что нашли время прочесть эту статью до конца!