Найти тему
ПроФэнтези

Мог ли обычный человек научиться магии в Средиземье?

Оглавление

В мире Толкина магию обычно используют Айнур или эльфы, ее источник – это врожденные способности. Но допустим, что кто-то из людей захотел бы научиться магии – смог бы он это сделать самостоятельно? Или секреты магии ему бы не покорились без помощи более могущественного существа?

Гэндальф перебирает заклинания у входа в Морию (арт www.pinterest.com).
Гэндальф перебирает заклинания у входа в Морию (арт www.pinterest.com).

Люди и магия

Прежде всего, нужно разобраться с тем, могли ли люди в Средиземье в принципе творить магию? Ответ есть в размышлениях Гэндальфа, когда он собирается открыть Западные врата в Морию: «Когда-то я знал каждое заклинание на всех языках эльфов, людей или орков, которые когда-либо использовались для такой цели. Я все еще могу вспомнить десятки из них, даже не задумываясь».

Странно ожидать от эльфа или кого-то из Айнур, что они озаботятся переводить заклинания на язык расы, которая не способна к чародейству. Поэтому заклинания на языках людей, упомянутые Гэндальфом, должны использоваться самими людьми.

Люди сохранили память о волшебниках в самых разных краях. Например, в «Гарцующем Пони» после внезапного исчезновения Фродо посетители начали сторониться Сэма и Пиппина, «считая их спутниками странствующего волшебника с неизвестными силами и намерениями». Эомер, услышав о том, что Арагорн, Леголас и Гимли побывали в Лориэне, тоже назвал их колдунами. Вряд ли такую память оставили исключительно эльфы или тройка Истари (Гэндальф, Саруман, Радагаст).

Черный нуменорец (арт Stephen Walshart, www.pinterest.com).
Черный нуменорец (арт Stephen Walshart, www.pinterest.com).

Темная сторона Силы?

Самый очевидный ответ на вопрос о том, кто мог учить людей магии – Саурон. Его проект по окольцовыванию привел к тому, что владельцы Девяти людских колец стали могущественными королями, сильными колдунами и удачливыми воителями. Но научиться чародейству можно было и без кольца.

Вспомним переговоры перед Черными Вратами. Толкин подчеркивает, что Саурона представлял живой человек, наместник Барад-дура из рода черных нуменорцев. Этот человек по прозвищу «Голос Саурона» поступил на службу Темной Башне, когда ее отстроили вновь, возвысился благодаря своему коварству и научился великому колдовству.

Стремление к темным знаниям отличало всех нуменорцев, которые из-за этого и получили кличку «черных». В «Акаллабет» упоминается, что люди Нуменора расселились повсюду на побережье Средиземья, но по большей части они впали в зло и стали безумными. Многие увлеклись Тьмой и черными искусствами. Они поклонялись Саурону, будучи очарованы знаниями, которые тот предлагал.

Хэрумор - один из вождей черных нуменорцев (арт Jovan Delic, www.artstation.com).
Хэрумор - один из вождей черных нуменорцев (арт Jovan Delic, www.artstation.com).

Толкин уточняет, о чем идет речь, в письме № 131: «Нуменорцы несут зло и в Средиземье, становясь жестокими и злыми повелителями некромантии, которые убивают и мучают людей. Старые легенды перекрываются темными рассказами об ужасных вещах».

Подробности того, что делали некроманты, можно найти в «Преображенных мифах»:

«Бездомные [души] жаждут получить тела, пусть и незаконно, в обход Суда Мандоса. Самые нечестивые среди них захватят тела, если смогут… Вступив в общение с кем-то из живых, Бездомный может попытаться изгнать душу из тела силой, чтобы занять ее место, или попытаться поработить живого хитростью, чтобы использовать его тело в своих целях. Говорят, что Саурон делал такие вещи и учил своих последователей, как их достичь...
Призывать Бездомных – глупость. Пытаться управлять ими и сделать своими слугами – это зло. Такое в обычаях Моргота, а некроманты входят в воинство Саурона» (с)
Беорн (арт Levi Hoffmeier, www.artstation.com).
Беорн (арт Levi Hoffmeier, www.artstation.com).

Независимые волшебники

В то же время можно найти и примеры более-менее независимых волшебников. Первый, кто наверняка придет на ум каждому – это Беорн, который умел превращаться в огромного медведя (подробнее в моей статье «Как Беорн стал оборотнем»). В письме № 144 Толкин подчеркивает, что «хотя Беорн менял кожу и, без сомнения, был немного волшебником, он человек». Доподлинно неизвестно, можно ли научиться тому, что умеет Беорн, но в «Хоббите» сказано, что потомки Беорна сохранили его способности.

Другой, не такой явный пример – это ангмарцы. Толкин пишет, что подданными Ангмара были «workers of sorcery» – буквально «творящие колдовство». Так называют целый народ, т.е. большинство точно использовало колдовские обряды, хотя бы на бытовом уровне (подробнее можно прочитать в статье «Ангмар – страна колдунов, орков и злых духов»).

И наконец, третий пример, на который я наткнулся недавно – это народ Друэдайн. Они живут в Друаданском лесу у подножия Белых гор. В «Неоконченных сказаниях» можно найти очень интересную историю о магических навыках этого народа.

Оказывается, Друэдайн не просто так высекали свои изображения из камня и размещали их на перекрестьях лесных тропинок. Орки боялись сторожевых камней и верили, что они исполнены злобы Огор-хай (так они называли Друэдайн) и способны поддерживать с ними связь.

Сторожевой камень (арт Marcin Niewalda, www.artstation.com).
Сторожевой камень (арт Marcin Niewalda, www.artstation.com).

У одного друадана по имени Аган был друг Барах, который жил в лесу, милях в двух от ближайшей деревни. Для защиты дома Бараха Аган решил установить сторожевой камень. Когда скульптура была готова, Адан возложил на ее голову руки и, помолчав, сказал: «Видишь, я оставил с ним часть своих сил. Пусть это убережет тебя от беды».

Спустя некоторое время, ночью, Барах проснулся от пронзительного крика. Выглянув в окно, он увидел двух орков, которые разжигали огонь у стены его дома. Как только пламя вспыхнуло, сзади на орков набросился друадан. Одного он свалил ударом кулака, а другой убежал. Затем друадан принялся босиком затаптывать орочий огонь и исчез в клубах дыма. Утром Барах обнаружил, что сторожевого камня нет на месте.

Позднее, встретившись с Аганом, Барах рассказал об этом случае. Вместе они пошли искать пропавший камень и обнаружили его в зарослях неподалеку. Каменный друадан сидел на мертвом орке, ступни изваяния почернели и растрескались. Аган сел рядом, снял сандалии и показал другу перевязанные ступни. На немой вопрос Аган ответил: «Когда передаешь часть своей силы вещи, которую ты создал, приходится терпеть боль от ран, которые наносят твоему творению».

👉 Нет никаких указаний на то, что Друэдайн получили такую магию в дар от эльфов или Айнур – похоже, это их собственное открытие. И скорее всего, таким способностям мог научиться любой из Друэдайн.

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)
#фантастика #книги #чтение #литература #фэнтези #властелин колец