Галерея Люмьер представляет первую в России выставку легендарного американского фотографа Мелвина Соколски. Экспозицию составят самые узнаваемые работы автора, включая культовую серию «Bubbles», которая сделала его знаменитым на весь мир.
Москва, Галерея Люмьер
16 сентября 2021 года - 16 января 2022 года
«Мы активно изучаем и показываем жанр модной фотографии, эволюция которого пришлась на XX век. Вдвойне важно использовать возможность работать с авторскими отпечатками при жизни фотографа. Шанс увидеть работы Мелвина Соколски в Москве, конечно, уникален, как для коллекционеров, так и для тех, кто только начинает открывать этот жанр для себя», — говорит основатель и директор Галереи Люмьер, Наталья Григорьева-Литвинская.
Развитие фэшн-фотографии в 60-х тесно связано с тенденциями тех лет. Модные издания были двигателями нового образа женщины, ее свободы и социального статуса. Арт-директоры модных журналов искали молодых и смелых фотографов, способных к эксперименту. Золотой век глянца вместе с такими фотографами как Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Мелвин Соколски, пробудил интерес к жанру модной фотографии у галерей и музеев, а впоследствии стал активно вытеснять другие работы с аукционных торгов.
В далеком 1963 году молодой Мелвин Соколски, вдохновленный образами с полотна «Сад Земных Наслаждений» Иеронима Босха, создает беспрецедентную серию работ с моделями, парящими над улицами Парижа в огромных прозрачных сферах. Эта серия работ сочетает в себе сюрреализм и мир высокой моды, а также растущую в те времена популярность уличной фотографии в модной индустрии. Главная работа серии «Пузырь над Сеной, 1963» запечатлела французскую модель Симону Д’Айлленкур в костюме от кутюр, застывшую в сфере из плексигласа над гладью Сены. Именно этот кадр стал одним из самых влиятельных и знаковых модных образов, вошедших в историю.
«Арт-директор Harper’s Bazaar, Генри Вульф, дал мне тогда полную концептуальную свободу. Его интересовало только мое личное, авторское видение. Главной задачей было, чтобы, увидев мои работы, читатель сказал – это Соколски», — вспоминает фотограф.
Заигрывание с сюрреализмом в творчестве Соколски также воплощаются в серии 1963 года с гигантскими предметами мебели. Для съемки моделей обычные стул и стол с кухни матери Мелвина многократно масштабировали.
«Это было настоящее волшебство, видеть изящные фигуры моделей на этом огромном стуле», — рассказывает автор.
В 1965 году, спустя два года после легендарной серии «Bubbles», в парижском Сент-Реджис автор снимает американскую модель и актрису Доротею МакГоуэн, левитирующую в городских декорациях в нарядах от DIOR и BALMAIN. Музу Ричарда Аведона, Ирвин Пенна и Уильяма Кляйна для съемок подвешивали в специальном корсете, через кольца которого были пропущены тонкие стальные тросы, позволявшие ассистентам регулировать положение модели в воздухе.
«Для Мелвина нет такого понятия, как невозможное, когда у него есть идея», — говорила Доротея.
Сложное техническое воплощение невероятных задумок было лишь частью работы мастера. В итоге Соколски не только стал революционером в фэшн фотографии – он создавал портрет женщины своей эпохи.