Знаменитым дворцом Исхака-паши, где русский гарнизон дважды держал оборону от турок, достопримечательности Старого Баязета не исчерпываются:
Ведь от него за оврагом стоит даже не Старый, а Древний Баязет:
Действительно древний - крепость Даройнк у важного перевала основали ещё урартийцы порядка 2800 лет назад, и случайно ли на пещеры Ванской скалы так похожа вот эта дверь в склоне? Не "воротами Халди" (святилищем) ли была она?
У дороги да под защитой, конечно же, не мог не вырасти торговый город, в Великой Армении ставший центром гавара (уезда) Даройнк в ашхаре Васпуракан. По-настоящему Великой Армения была при Арташесидах, под конец прошлой эры расширивших границы страны до берегов трёх морей. И в другой географии Армения имела бы все шансы стать империей, но только оказалась она зажата меж двух сверхдержав: Тиграна Великого разбил в бою Гней Помпей, и экспансия сменилась балансированием между Римом и Персией.
И хотя ни те, ни другие не решались посягать на армянскую независимость, историю Армении они писали сообща. Так, в 55 году шах Вологез I из парфянской династии Аршакид посадил на армянский трон своего брата Трдата I, которому происхождение не помешало в 63 году признать себя вассалом Рима. Но в конечном счёте это балансирование позволило армянским Аршакидам полностью обособиться от парфянской родни и править Арменией не как чужбиной. И именно из Аршакид был Трдат III, первыми из земных правителей утвердивший в своей стране христианство.
Крестился Трдат III, что характерно, не в стольном Вагаршапате и не в водах Ахуряна на руинах Арташата, где томился в темнице Святой Григорий - крещение Армении началось именно здесь, в быстрой воде верховий Арсании (Мурата). Причина тому вполне проста: Даройнк был собственной вотчиной Аршакуни.
И в 360-х годах даже побыл Александровской Слободой по-армянски: измученный боярскими нахарарскими интригами и своеволием, царь Аршак II оставил стольный Двин да уехал в неизвестном направлении, и вскоре был замечен в Даройнке за строительством новой столицы Аршакаван. Крепость в горах он объявил территорией без нахараров, а подкрепил свои слова весьма эффектно: любой бежавший от господ крестьянин или воин мог официально поселиться здесь под царские гарантии защиты.
Конечно же, расти Аршакаван начал стремительно, а нахарары да католикос Нарсес Великий от такого сперва слегка опешили, а потом позвали на помощь Шапура II, иранского шаха из династии Сасанидов, который, конечно, с радостью пришёл. Взлёт Аршакавана не продлился и 10 лет - в 368 году персидская армия сожгла город, и Аршак II умер в ктесифонской темнице, а люди, которым он сулил свободу от крепостничества, отправились в персидское рабство.
Среди столиц Армении (кроме Киликии) лишь недолговечные Аршакаван и Тигранакерт вышли за пределы Айраратской долины. Но Даройнк стоял и до Аршакавана, и после, а построенные царём против бояр стены послужили ещё не одной державе. Турки отметили эту скалу мечетью Султана Селима уже в 1514 году, хотя Алашкертская и Ванская долины в последующие 40 лет ещё не раз переходили из рук в руки:
Но сама дорога тянется и дальше - в деревеньку Узунгели близ иранской границы. Облетая которую как-то в 1957 году турецкий лётчик Ильхам Дюрупинар вдруг увидел на одном из отрого Тендюрека скалу, очертаниями подозрительно похожую на занесённое песком судно. Вскоре об этом как-то прослышал американский врач-анестезиолог Рон Уайетт, за свою жизнь успевший найти так же Содом и Гоморру, Моисеев мост и Ковчег Завета, и конечно же, вердикт его был однозначен - обнаружен Ноев Ковчег! Турки спорить с американцем не стали, зато открыли в Узунгели туринфоцентр. Но по закатному свету понятно, что мы уже не успевали туда. Бросив взгляд на поднебесных коз, мы направились во дворец Исхака-паши...