Найти тему
Восстановление речи

Инсульт. Восстановление речи. Афферентная моторная аффазия. Восстановление активного словаря

Оглавление

Тема: Восстановление активного словаря.

Цели:

1. Разбудить воспоминания.

2. Научиться устанавливать смысловые связи между предметами.

3. Соотносить услышанное с картинкой.

4. Вспомнить классификацию предметов.

Главная цель этих занятий — отработать семантику слова. В этой работе используются методы актуализации слова: смысловая, слуховая, зрительная стимуляция. Работа должна соответствовать специальной программе. Программа состоит из серии последовательных операций. Первая из этих операций — это разбудить воспоминания.

1. Разбудить воспоминания. Берётся предметная картинка. Больного просят назвать, что на ней изображено и рассказать всё, что известно о предмете. Скорее всего выполнить эту задачу человек не сможет. Он, конечно, будет говорить, но его речь, будет неточной, отрывочной, неполной. Ему помогает тот человек, который с ним работает. Если больной не смог ответить на вопросы, то на них отвечает преподаватель.

Затем предмет показывают на сюжетной картинке или их серии. Идут рассуждения о назначении предмета. Здесь по большей части снова говорит преподаватель. Выглядит это примерно так.

- Что изображено на картинке? (Это дом). Скорее всего больной ответит на этот вопрос односложно. Если у него возникнут затруднения, то сказать должен обучающий и попросить повторить это слово. Следующий вопрос:

- Какой он? Какой-нибудь ответ да прозвучит — маленький, деревянный…

- Что есть у дома? (Крыша, окна, дверь, труба) Всё это нужно показать на картинке и назвать. Если больной не делает этого сам, то за него делает обучающий. Но больной обязательно повторяет сказанное.

- Зачем в доме окна? И снова, если больной не сможет объяснить, то объясняет обучающий, а больной повторяет.

- Зачем в доме труба? (Чтобы выходил дым).

- Откуда в доме дым? (Из печки).

- Зачем в доме печка? (Её топят, чтобы было тепло).

- Что можно сказать о доме? - Скорее всего ответом будет молчание. В этот момент переходим от предметной картинки к сюжетной. Показываем картинку с домом в которой есть сюжет:

- Для чего нужен дом? (В доме живут люди).

- Что есть около дома? (Около дома есть участок).

- Около кадого ли дома есть участок? (Нет. Участок есть только около загородного дома).

- Какие дома бывают в городе? (Показываем следующую картинку. Большие, многоэтажные).

- Сколько людей там живёт? (Там живёт много людей).

- Что есть на первых этажах городских домов? (Там есть магазины).

- Из чего строят дома в городе? (Их строят из бетона).

- Почему в городских домах нет труб? (Там центральное отопление. Труба не нужна).

Таких ответов, как у меня, конечно, не будет. Они будут однословные, смазанные, нечёткие. Задав вопрос, следует подождать ответ больного. Если он пытается ответить, то нужно ему помочь. Если ответа нет, то обучающий говорит за больного и рассказывает о назначении предмета, его свойствах и межпредметных связях. Такая работа проводится постепенно. Начинают с окружающих предметов, с того, что есть в комнате. Например, диван — какой он, для чего он нужен, что мы делаем на диване. Потом круг расширяется на предметы, которых в квартире нет. Здесь используются только предметные картинки. Постепенно переходят к словам, которые имеют значение предметности, но обозначающим абстрактные понятия. В чём их отличие? Предметы - это то, что можно потрогать. Эти слова отвечают на вопросы кто? Что? Слова, имеющие значение предметности, тоже отвечают на вопросы кто? что?, но потрогать их нельзя. Например — лето, жара, одиночество.

Процесс наработки словаря длительный. Если за один день вы будете прорабатывать 5 слов, то за год их наберётся 5 000. Но их нужно периодически повторять и включать в активный словарь, задавая больному вопросы с ними и требуя ответа.

2. Введение предметов в смысловые связи.Для этой работа требуется два предмета. Между ними устанавливается связь.

- Кто это? (это курица).

- А это кто? (это цыплёнок).

- Цыплёнок — это кто? (Это птенец курицы).

- Кем приходится курица цыплёнку? (Это его мама).

- Что нужно сделать курице, чтобы появился цыплёнок? (Её нужно снести яйцо, потом его высидеть).

- Что это? (Это дом).

- Кто там живёт? (Там живут куры).

- Как называется дом, где живут куры? (Курятник. Там куры живут, спят, едят, высиживают птенцов).

- Что это? (Это курица-гриль).

- Как её готовят? (Жарят курицу на открытом огне).

- Что ещё можно приготовить из курицы? (Шашлык, рулет, суп. Этот вопрос обязательно сопровождается картинками).

Это примерные вопросы для межпредметных связей. Вы можете брать любые предметы. Например, ручка-бумага, земля-вода, и дугие.

3. Соотнесение услышанного с картинкой. Здесь будет два варианта заданий.

I вариант.

- Найди на картинке зайца. - Даётся картинка, на которой изображено несколько предметов, из который нужно выбрать заданный.

- Какой он? - Любой ответ следует довести до совершенства повторением.

- Найди на картинке колокольчик. Какой он?

Первый вариант — это нахождение заданного предмета и его описание.

II вариант. Нахождение предмета по описанию.

- Найди небольшой предмет с длинной ручкой и шариком на конце. При движении он издаёт гремящие звуки. Что это? (Погремушка).

- Металлический духовой музыкальный инструмент. - Показать, затем ответить на вопрос: - Что это? (Это труба)

Выбор должен быть из серии картинок. Но предлагать назвать предмет без картинки нельзя. Человек с этим не справится. Начинать можно с двух картинок, постепенно увеличивая их количество.

4. Классификация предметов. Предлагается выбрать предметы различной формы. Работа начинается с самых простых заданий. Даётся картинка с серией геометрических фигур.

- Найди на картинке круг. Найди квадрат. Найди треугольник.

- Найди на картинке фигуры красного цвета, зелёного, синего. Какая это фигура?

Если человек сам не может назвать, то называете за него и требуете повторить. Перед выполнением этого задания желательно повторить цвета. Далее задание усложняется. Человеку предлагается выбрать все треугольники, все круги, все красные фигуры, все большие фигуры. Будет лучше, если эти фигуры будут не на картинке, а лежать лежать перед человеком, вырезанные из бумаги.

Далее задание усложняется. Человеку предлагают выбрать фигуру по двум параметрам:

- Найти большой красный квадрат или маленький жёлтый треугольник. Можно давать задание найти предмет, сделанный из определённого материала.

Классификация тесно связана с обощением.

Обощение. Здесь снова два варианта: от общего к частному и от частного к общему.

От общего к частному. Например, показываем на картинке набор посуды и просим назвать, что это. (Посуда).

Далее каждый предмет называется в отдельности и говорится о его назначении.

От частного к общему.

- Кто это? (Волк). Это? (Лиса). Это? (Заяц). Как можно назвать их одним словом? (Животные).

Такая работа проводится с мебелью, птицами, транспортом, деревьями и другими предметами.

Тактильные знакомства. Это серия упражнений в которых предлагает ощупать предмет и нарисовать его.

- Что у меня? (подушка). Возьмите её в руки, подержите, а потом нарисуйте её так, как запомнили.

Сколько времени занимает процесс восстановления? Активный словарь ребёнка в основном формируется к трём годам. Примерно столько же времени уйдёт на восстановление после афферентной моторной афазии.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/YSZrr3jA8DMtamJJ

Следующий урок: https://dzen.ru/a/YUTir0gMv0k9eOEl

Видео урок можно посмотреть по ссылке:https://dzen.ru/video/watch/6605b6e69861f76f086d24a3?clid=1400&rid=4276276551.161.1716278387911.70902&collection=author%3A74374c9d-ab34-401d-beaf-1257689d30d5&order=reverse&t=35

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.