Оборудование: предмет расчёска, карточки с числами, игрушка Мишка, предметные картинки орла, утки и ужа, самолёта, катера и машины, видео завтрака, песня с Ютуба
Для восстановления речи при афферентной моторной афазии применяются два метода:
1. Оптикотактильный метод направлен на коррекцию звуков – это артикуляционная гимнастика, постановка звуков, автоматизация и дифференциация звуков. Применять этот метод только в самом конце обучения.
2. Опосредованный метод.
С артикуляционной гимнастикой всё ясно. Её комплексы есть в уроках по постановке звуков. Поговорим о втором методе.
1.Работа начинается с предметных картинок и вопросов к ним. Это поможет оживить представления о предметах и вспомнить слова, которыми они названы. Сначала говорится название предмета, потом вспоминается его действие, затем подбираются определения. Например:
- Что это? (расчёска). Для чего она нужна? (Чтобы расчёсывать волосы). Какая эта расчёска? (большая, коричневая, с ручкой). Если человек сам не может этого сказать, нужно проговорить за него, а его заставить повторить.
Для этой работы можно использовать просто предметы до тех пор, пока их перечень не иссякнет, и только потом переходить к картинкам. Возвращать к предметам нужно несколько раз – это повторение. С одного раза человек вряд ли запомнит название, поэтому повторению нужно уделять достаточно времени. При работе с бытовыми предметами проблем не возникнет – мы встречаемся с ними каждый день. Предметные картинки потребуют специальной работы.
2.Большое значение в восстановление речи при афферентной моторной афазии уделяется автоматизированной речи. Упражнения следующие:
- Посчитай до 10. Если не получается, начинаем счёт, стимулируя больного его продолжать. Например, 1, 2, 3 что дальше? При этом использовать карточки с цифрами. Можно дать карточки и предложить разложить числа в порядке возрастания, затем убывания, с проговариванием названия цифр. Так восстанавливается прямой и обратный счёт.
- Вспоминаем дни недели. Вопросы могут быть разными: какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? А после завтра? С какого дня начинается неделя? В какой день бывает выходной? Какой последний рабочий день?
- Точно так же вспоминаются названия месяцев и времена года. Примерные вопросы:
- С какого месяца начинается год? Каким месяцем он заканчивается? Называем месяцы; Январь, февраль, дальше. Май, июнь – дальше. С какого месяца начинается весна? Каким месяцем заканчивается лето? Когда начинается и заканчивается осень?
3. Очень хороши для растормаживания речи с детства знакомые стишки А. Барто, С.Михалкова, С. Маршака. Например, берём игрушечного мишку и говорим:
- Уронили мишку … (на пол – продолжаем больной)
Оторвали … (мишке лапу)
Всё равно …(его не брошу)
Потому что… (он хороший)
Точно так же можно использовать песни. Можно произносить первые слова строфы, стимулируя закончить её, а можно сказать первую строфу, предлагая произнести вторую, например:
- Окрасился месяц багрянцем,
(где волны шумели у скал).
Поедем, красотка, кататься.
(Давно я тебя поджидал).
3. Использование предложений с антонимами. Эту работу можно сочетать с повторением времени суток, времён года, месяцев, чисел. Упражнения выглядят примерно так:
Сейчас утро, на улице светло, а вечером будет - … (темно).
Какое сейчас время года? (лето). Какая стоит погода (Жаркая). А когда наступит зима будет - .. (холодно). Число 3 меньше, чем 5. А 5? (больше, чем 3).
4. Для восстановления представления о названии движений, используем аппозиции – примеры противоположных действий. Упражнения могут быть такими.
- Это орёл (Можно задать вопрос – кто это?)
- Что делает орёл? (летает).
- Это … (уж).
-Что делает уж? (ползает).
Кто это? (Утка)
- Что делает она? (плавает)
-Что это? (самолёт)
Что он делает? (летает)
- Что это ? (машина)
- Что делает она? (ездит)
Такие упражнения можно проводит с любимы предметами и не только дома во время занятий, везде и всюду. Можно сравнивать действия пожилых людей и детей, кошек и собак, птиц и животных и всего, что встречается на пути.
Для оживления и растормаживания речи используются эмоции. В этом помогают небольшие беседы на бытовые темы. Например, перейти к беседе можно простым вопросом: - ты завтракал? Наводящие вопросы могут быть такими: Во сколько вы встали? Что сделали, встав с постели? Что вы ели на завтрак? Что вы пили? Из чего вы пили? Какие приборы были на столе?
Поскольку действие происходит дома, можно выти на кухню и повторить действия, проговаривая всё, что происходит. Это упражнение можно делать и сразу за завтраком, проговаривая действия и называя предметы. Если человек не может что-то назвать, то нужно ему помочь. Снять на мобильный завтрак.
Речь будет сбивчивой, предложения неполными, поэтому придётся задавать наводящие вопросы. Столь простая тема потому, что чаще всего завтрак проходит стандартно и всегда можно помочь рассказать о нём. Темы могут быть и другими, например: «Как сходили в магазин?», «Где вчера гуляли?», «Как приготовить то или иное блюдо». Но для спонтанных рассказов нужно выбирать простые темы, не требующие длительного рассказа. Помимо указанных выше, это могут быть семья, работа, друзья, сотрудники.
1. Описание картины. Здесь потребуется сюжетная картинка. Сначала человеку предлагают ответить на вопрос: «Что он видит на картинке?», а потом, если он сам не в состоянии справиться с задачей, нужно задавать вопросы. Например:
- Где происходит действие? (Ответ: в лесу – неправильный. Ответ должен быть полным: Действие происходит в лесу).
- Кто изображён на картинке? (На картинке изображены дедушка и внук. На картинке изображены пожилой мужчина и маленький мальчик).
-Зачем они пришли в лес? (Они пришли в лес за грибами).
- Во что одет мальчик? (Мальчик одет в красную куртку и синие брюки. Обратите внимание: название цвета очень важно. Прилагательные часто забывают).
- Во что одет дедушка? (Дедушка одет в синие брюки и зелёную куртку).
- Как можно назвать этих людей? (Они грибники).
- Что на ногах у грибников? (На ногах у грибников сапоги).
-Как думаете, из чего сделаны эти сапоги? (Они сделаны из резины).
- Что в корзинках у грибников? (В корзинках у грибников грибы).
Описание охватило различные стороны речи: названия предметов, действия, признаки. Чем больше частей речи будет задействовано в описании, тем лучше.
Небольшие описательные беседы можно проводить на прогулках, в магазине, в общественном транспорте. Всегда нужно требовать полные ответы на вопросы. Если человек не может сделать этого сам, ему следует подсказать и попросить повторить.
2. Хорошим упражнением являются небольшие диалоги на бытовые темы, например:
- Как сегодня себя чувствуешь?
- Голова болит?
- Чем собираешься сегодня заниматься?
- Ты ужинал?
- Что ты ел на ужин?
Короткие диалоги не утомляют человека, но позволяют развивать как спонтанную (неподготовленную) речь, так и другие речевые формы. С другой стороны, они выглядят ненавязчиво.
3. Ещё одним видом упражнений при афферентной моторной афазии является договаривание широко известных фраз. Это могут быть, как пословицы, так и простые предложения. Например:
Тише едешь – … (дальше будешь).
Что посеешь - …(то пожнёшь).
Плохи видишь? …. (Надень очки).
На улице дождь … (Возьми зонтик).
После дождичка … (в четверг).
Мозолить … (глаза).
У коровы телёнок, а у лошади… (жеребёнок).
Хлеб режут … (ножом)
Огород копают … (лопатой).
Для этой работы можно использовать предметные картинки, которые иллюстрируют вторую часть предложения. Например:
Полка висит на … (стене)
Яблоко лежит на … (столе)
Папа купил новый … (шкаф).
Мяч упал в … (яму).
4. Очень полезно пение. Петь можно под музыку, вместе с исполнителем и просто для себя любимые песни. Больше внимания следует уделять лирическим песням. Как это будет звучать- неважно. Главное – это протяжное и распевное произнесение звуков.
5. Полезно прослушивать короткие, эмоционально насыщенные рассказы, с последующей попыткой пересказа.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/YRumS_jLQz1BC7J4
Следующий урок: https://dzen.ru/a/YT5Xg0WCn0yR4QQi
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.