Найти тему

ФИЛИППИЙЦАМ (ч.7): РАССУЖДАЙТЕ И ПОСТУПАЙТЕ ТАК, КАК ХРИСТОС

Оглавление
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:5-11).

Наш текст содержит одно из самых великих требований в Новом Завете — и одно из величайших учений. Это призыв думать и рассуждать так, как Иисус: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Словом «чувствования» переведено греческое фронейте, что значит «думать» или «придерживаться мнения». В Восстановительном Переводе эта фраза переведена: «Пусть будет в вас эта мысль, которая была и в Христе Иисусе». Слово Жизни даёт такой перевод: «Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Христа», а в Современном Переводе читаем: «Рассуждайте и поступайте так, как Христос».

Сначала Павел призвал филиппийцев к единству (2:1, 2). Он подчеркнул, что ключ к единству — думать не о себе, а о других (ст. 3, 4).

«Павел считал недопустимым для тела Христова иметь глаза себялюбивые, мысли напыщенные, уши жадные до похвалы, а уста, не умеющие похвалить других, сердце, в котором нет места ни для кого, и руки, которые служат только себе» (Краддок).

Чтобы помочь своим читателям осознать, что предполагает истинная самоотверженность, он приводит точный пример: пример Иисуса (ст. 5–8). По сути, Павел говорит: «Если у вас расположение сердца, как у Господа, вы будете едины; вы будете иметь мир и согласие». Этот призыв адресован не только филиппийцам: нам тоже нужно рассуждать и поступать, как Христос. Некоторым из нас трудно идти по стопам Иисуса (см. 1 Пет. 2:21), потому что у нас нет тех «чувствований», какие были у Него.

За великим призывом стиха 5 следует восхитительная весть стихов 6–11. Эти стихи составляют одно из важнейших высказываний об Иисусе. Джеральд Готорн считает этот отрывок самым важным местом в письме к филиппийцам и называет её «такой жемчужиной христологии, какой нет равных во всём Новом Завете».

Многие Фил. 2:6–11 считают ранним гимном и называют его «гимном Христу». Этот отрывок естественно делится на две части: уничижение Христа (ст. 6–8) и возвеличение Христа (ст. 9–11). Первая часть иллюстрирует, что значит иметь мысли и чувства Христа, а вторая говорит, почему важно подходить ко всему с таким отношением.

Имейте в виду: это не только самый важный отрывок Послания к филиппийцам, но и самый дискуссионный. А. Брюс отмечает: «Разброс мнений среди толкователей относительно смысла этого отрывка вполне может повергнуть изучающего Библию в отчаяние и убить в нём всякую способность мыслить». Толкователи стараются разобраться со смыслом греческих слов, переведённых «образ», «хищение», «уничижил» и т.д. Однако, хотя есть разногласия относительно смысла этих слов, относительно вести этого отрывка мнения за редким исключением сходятся: Иисус так возлюбил нас, что был готов оставить небеса, чтобы прийти на землю и умереть за нас!

ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ХРИСТА (2:5–8)

Бескорыстие и самоуничижение

«Гимн о Христе» начинается с предсуществования Иисуса на небесах: «Он, будучи образом Божиим…» [«…существуя в виде Бога…»; Восстановительный Перевод] (ст. 6). Иными словами, прежде чем прийти на землю, Иисус существовал на небесах с Богом. Вот другие отрывки, говорящие о Его предсуществовании: Ин. 1:1, 2; 17:5; 2 Кор. 8:9; Кол. 1:15–17; Евр. 1:2, 3. В нашем тексте употреблены два греческих слова со значением «форма»: морфе («образ»; ст. 6, 7) и схема (“вид”; ст. 7). Греки часто употребляли слова взаимозаменяемо, но здесь они противопоставляются друг другу. В контексте морфе означает неизменную внутреннюю природу человека или предмета, тогда как схема говорит о внешнем виде, который может меняться и меняется. Ричард Гаффин пишет, что «образ Божий» — это «сумма тех качеств, которые делают Бога… Богом». В ряде переводов Библии читаем: «Он был Богом по природе Своей» (Современный Перевод; см. Слово Жизни). Далее Павел заявляет, что Иисус был «равным Богу» (ст. 6). Так апостол формулирует утверждение, что Иисус был действительно и истинно Богом!

Подумайте, что это значило — существовать «в образе Божием» (Славянское Евангельское Общество), будучи «равным Богу» на небесах. Попробуйте представить себе ту славу, которую имел Христос, то почитание, которое Ему оказывалось, и те чудеса, которые окружали Его. В молитве к Своему Отцу в Ин. 17 Иисус просил: «…прославь Меня… славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (ст. 5). Нам никогда не постичь бескорыстие Господа, пока мы не поймём, что Ему пришлось оставить.

Имея все благословения «образа Божия», Христос, однако, «не почитал хищением быть равным Богу». Словом «хищение» переведено греческое существительное харпагмон. Оно происходит от глагола харпадзо, означающего «схватить, выхватить, отобрать силой, резко вырвать». Харпагнон может означать «вещь, удерживаемую мёртвой хваткой» (Лайтфут). Я считаю, что смысл этого отрывка состоит в том, что Иисус не «держался крепко» за Своё почётное положение на небесах. Как пишет Лайтфут, «таково общепринятое и, можно сказать, практически единогласное толкование греческих отцов церкви, которые хорошо знали и чувствовали [греческий] язык».

Проповедники иногда используют иллюстрацию голодной собаки и кости, которую ей бросают. Собака хватает её, со всей силой сжимая челюсти. Если вы попытаетесь отобрать эту кость, то как бы вы ни дёргали и ни тянули её, собака не ослабит свою хватку. Почему? Она боится потерять кость! Не такой был Иисус. Христос не «держался» за Свой небесный статус, но без принуждения оставил его, чтобы прийти на землю и умереть за нас. В последние годы популярной стала следующая разновидность этой идеи: Иисус «не считал, что быть равным Богу — это то, за что нужно цепляться ради собственной выгоды». Читая о бескорыстии Господа, мы должны соотнести это с собой. Спросите себя: «Есть ли что-либо такое, за что я цепляюсь изо всех сил и от чего я должен отказаться, чтобы лучше служить Богу и человеку?»

«Но», вместо того чтобы держаться за Своё небесное положение, Иисус «уничижил [опустошил; Восстановительный Перевод] Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям» (ст. 7). Фраза «опустошил Себя» просто завораживает учёных. Бушуют споры относительно того, что оставил Иисус, опустошив Себя. Греческое слово кенос («пустой») породило так называемую «кенотическую» теорию воплощения, которая учит, что Иисус, придя на землю, «опустошил Себя», отказавшись от Своей главной, божественной, природы (от всех или почти от всех Своих божественных качеств). Эта позиция приписывает словам «уничижил [опустошил] Себя» то, чего в них нет, и противоречит другим местам Библии, которые ясно учат, что на земле Иисус по-прежнему оставался Богом.

Иоанн заявляет, что Слово (Бог) «стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:1, 14). Ангел сказал Иосифу, что Иисуса нарекут «Эммануил, что значит “с нами Бог”» (Мф. 1:23). Фома назвал Христа «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Учение о воплощении утверждает, что Иисус был всецело человеком и одновременно всецело Богом. Придя на землю, Иисус не столько отказался от чего-то (от Своей божественности), сколько принял что-то (образ человека). Пол Риз приводит такую иллюстрацию:

«Много лет назад, когда герцог Виндзорский был ещё принцем Уэльским, однажды он покинул Букингемский дворец и отправился на запад, в угледобывающий район, надел шахтёрскую каску и спустился в мрачную штольню, чтобы самому увидеть те условия, в которых люди трудились в тяжёлой и опасной отрасли британской промышленности. Будучи членом королевской фамилии, он и в угольной шахте оставался таким же принцем, как и когда жил во дворце в Лондоне. Но, хотя его природное равенство с королевской семьёй осталось неизменным, ситуативного равенства теперь не было. Он согласился испытать ситуацию, какая была исключена среди изящной обстановки и привилегий дворца».

Однако вернёмся к вопросу: «Что оставил Иисус, опустошив Себя?» Догадок множество. Он оставил свою «репутацию», «привилегии», снял с Себя «всю славу и все преимущества Божества». Поскольку библейский текст не уточняет, каких именно качеств лишил Себя Иисус, то всеми этими домыслами мы мало чего достигнем. Лучше, наверно, воспринимать вторую часть стиха 7 как объяснение первой его части: Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям».

Служение и сострадание

Словом «раб» в стихе 7 переведено греческое дулос. Слово, переведённое «образ», — то же, что и в стихе 6. На небесах Иисус имел все качества Бога; на земле Он принял все качества раба. Иисус не был рабом в буквальном смысле по земным меркам, то есть Он не родился в семье, которая бы принадлежала к классу рабов, но Он сделался рабом в том смысле, что целиком подчинился Богу, став послушным Ему. В результате Христос стал также рабом нужд человечества — особенно нужды в спасении. Многие стихи говорят о служении Иисуса (см. Мф. 20:28; Мк. 10:45; Лк. 22:27); превосходной иллюстрацией Иисуса-раба является тот случай, когда Он омыл ноги ученикам (Ин. 13:5). Контраст ослепителен: Иисус оставил равенство с Богом (самое высокое положение, какое только можно себе представить), чтобы стать рабом (самое низкое положение, какое только можно вообразить). Вспоминаются слова Павла во 2 Кор. 8:9: «Он, будучи богат, обнищал ради вас».

«Уничижение» Христа началось с того момента, как Он «сделался подобным людям» (Фил. 2:7). В конце I века некоторые пытались учить, что Иисус стал «подобным» людям, но не по-настоящему человеком, — иными словами, что Он никогда по-настоящему не обладал всеми человеческими свойствами. Иоанн боролся против такой ошибочной мысли, говоря, что Иисус «стал плотью» (Ин. 1:14) и что «…всякий дух, который исповедает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога» (1 Ин. 4:2). Во многих стихах подчёркивается, что человеческие качества Иисуса были не иллюзорными, а настоящими. Например, автор Послания к евреям писал: «Он должен был во всём уподобиться братьям» (Евр. 2:17). Глаголом «уподобиться» в Евр. 2:17 переведено греческое слово, однокоренное с тем, что в Фил. 2:7 переведено «подобным».

Мы не можем сказать наверняка, почему в 2:7 Павел использовал слово «подобным». Некоторые думают, что он подчеркивает, что, с одной стороны, Иисус был «подобным» другим людям, потому что был всецело человек, а с другой стороны, Он не был «подобным» им, потому что был также всецело Бог. Приведём пример попроще. Обратите внимание, что слово, в стихе 7 переведённое «сделавшись» (греч. гиномай), может означать “родиться”. Фраза «сделавшись подобным людям», вероятно, говорит о приходе Иисуса в этот мир: Он родился подобно тому, как рождаются все люди.

В стихе 7 подчёркивается не отличие Иисуса от человека, а сходство. Христос мог бы прийти «подобным» ангелу, и люди бы изумились. Он мог бы прийти «подобным» Богу, и люди поклонялись бы Ему. Однако, чтобы исполнить Свою миссию, Он должен был прийти «в подобии» человека (см. Рим. 8:3). Сделавшись подобным нам, Иисус может сочувствовать и помогать нам (см. Евр. 2:17, 18; 4:15, 16). Что важнее, Он смог умереть за нас (1 Кор. 15:3).

Зачем, прежде чем умереть вместо нас, Иисусу надо было стать плотью? Один автор в качестве иллюстрации говорит о человеке, который, чтобы вытащить кого-то из грязи, должен прежде сам в неё залезть — или залезть в воду, чтобы спасти утопающего. Но всё это слабенькие иллюстрации. Мы никогда не сможем до конца понять, почему Иисусу было необходимо прийти «подобным людям», но именно этому учит Библия, и мы принимаем это верой.

Отождествление Христа с человеком продолжается: «…и по виду став, как человек» (ст. 7). Греческое слово, переведённое «по виду» (схема), — это второе слово со значением «форма», употреблённое в нашем тексте. Как мы уже отмечали, этот термин означает “внешний вид, который может меняться и меняется». Внутренняя природа (морфе) Иисуса никогда не менялась, но когда Он взрослел, переходя от младенчества к детству и затем к зрелости, Его внешний вид (схема) менялся. Это напоминает нам о жизни и служении Христа, когда Он ходил среди людей как Человек — когда изведал все боли и печали, присущие людям (см. Ис. 53:3). Я хочу здесь ещё раз остановиться на том, от чего Иисус отказался, чтобы прийти на землю. Я мысленно пытаюсь провести параллель: что для атлета мирового класса значило бы потерять способность бегать? Что для художника значило бы потерять способность видеть? Что значило бы для каждого из нас потерять в результате паралича способность пользоваться руками и ногами? Задавая эти вопросы, я понимаю, что, к сожалению, все эти сравнения далеки от совершенства. Я даже приблизительно не могу понять, как это — иметь всю славу небес и затем вдруг оказаться заключённым в слабую и бренную человеческую плоть. Я могу только благодарить Бога за то, что Он захотел совершить такую жертву для меня!

Буду петь, как Искупитель
Дух мой грешный возлюбил,
Как страдал Он, Избавитель,
И меня освободил.
Буду петь повествование:
Чтоб меня от мук изъять,
Он в любви и в состраданьи
Восхотел Свой выкуп дать.

Покорность и жертвенность

«И по виду став, как человек», Иисус ещё не закончил своё уничижение. Ему ещё предстояла дорога на Голгофу. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8).

Иисус мог и не умирать. Другие оставили эту землю, не умерев: Енох (Быт. 5:24; Евр. 11:5), Илия (2 Цар. 2:11), — и Иисус тоже мог бы (см. Ин. 10:18). Однако Он должен был умереть, чтобы мы с вами имели надежду на вечную жизнь (1 Кор. 15:3). Поэтому Он смирил Себя «даже до смерти» — и не просто смерти, а самой презренной смерти, какую только мог изобрести человек. Смерть через распятие была придумана финикийцами и персами и усовершенствована римлянами. Для иудеев она была орудием позора (Втор. 21:23; Гал. 3:13), для язычников — постыдным безумием (1 Кор. 1:23). «В утончённом римском обществе слово “крест” было непристойным, и его нельзя было произносить в разговоре» (Брюс). Крест был «последним уровнем падения человека» (Готорн), «самой низкой ступенью лестницы, ведущей от Божьего престола» (Робертсон).

Что заставило Иисуса пойти на такую унизительную и мучительную смерть? Мы уже высказывали мысль, что Он сделал это потому, что возлюбил нас (Гал. 2:20). Фил 2:8 приводит ещё одну причину: подчинение Божьей воле. Он «стал послушным даже до смерти». Во время Своего личного служения Иисус говорил: «Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). В Гефсиманском саду Он страшился того, что ждало Его впереди, но завершил Свою молитву такими словами: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). В конце Он «смирил Себя до такой степени, что принял смерть, и смерть на кресте» (Фил. 2:8; Современный Перевод). Из повиновения Богу Иисус принёс самую совершенную жертву ради нас.

Почему Павел подчёркивает бескорыстие Иисуса, Его уничижение, служение, сочувствие к другим, послушание и жертвенность? Может, чтобы просто помочь нам по достоинству оценить Христову любовь и заботу о нас? Эта весть должна оказать на нас именно такое воздействие — но целью Павла было не богословское учение, а изменение жизни филиппийцев. Он хотел внушить им следующую мысль: чтобы иметь согласие, мир и единство, им нужно уподобиться Иисусу. Он призывает их «идти дорогой, уже проложенной Самим Христом». Святой Дух и нам говорил, что мы тоже должны рассуждать и поступать, как Иисус. Господне требование к Своим ученикам относится не только к ним, а ко всем: «…кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:43–45).

Иисус также говорил: «Если кто хочет идти за Мной, отрекись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16:24). К сожалению, многие из нас хотят иметь венец без креста — и благословения без крови. Как трудно научиться думать не о себе, а о других!

Одна из самых стимулирующих песен, какие я знаю, озаглавлена «Всё Тебе, ничто себе». Начинается она так:

Я ни горя, ни печали
Не испытывал нигде
И сказал Иисусу гордо:
«Всё себе, ничто Тебе».

Вторая строфа уже звучит «что себе, то и Тебе», а третья — «себе меньше, чем Тебе». И вот, наконец, последний куплет:

И небес высоких выше,
Глубже всех морских глубин,
Верх взяла любовь Господня:
«Всё Тебе, ничто себе».

Эта песня должна побудить нас к исследованию своих сердец: в каком месте пути к бескорыстию мы находимся? Мне нужна Божья помощь, чтобы развить в себе образ мыслей Христа. Вам, думаю, тоже.

НАГРАДА ЗА ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ХРИСТА (2:9–11)

Превознесение

Рассмотрев образ мыслей Христа, теперь перейдём к награде за него. Читаем стих 9: «Поэтому [потому что Иисус добровольно смирил Себя] и Бог превознёс Его…» Иисус не превозносил Сам Себя; раба мог превознести только другой. «Превознёс» — это перевод греческого составного слова (гиперипсосен, от гиперисоо), сочетающего в себе предлог в значении «выше», «над» (гипер) и слово в значении «хвалить, прославлять» (хипсоо). Латинским эквивалентом предлога гипер является «супер» («высшее положение»). Бог не просто «вознёс» Иисуса, Он возвысил Его над всеми! Христос вновь занял то высокое положение, которое оставил, чтобы прийти на землю. Его смирение осуществлялось в несколько этапов — а превознесён Он был одним великим актом! Превознесение Иисуса включает Его воскресение, Его вознесение и Его прославление — но в нашем тексте подчёркивается Его прославление, когда Он сел по правую руку от Бога. «Господь… вознёсся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19).

На небесах Бог «дал Ему имя выше всякого имени» (ст. 9). Словом «выше» переведён тот же предлог гипер, что и в первой части стиха. Мы не знаем наверняка, какое имя Ему было дано. Некоторые предполагают, что в настоящее время это имя знает только Бог. Возможно. Но так как Павел явно хотел возвеличить Христа в умах своих читателей, такой вывод вряд ли соответствует цели апостола. Следующий стих подводит нас к мысли, что, возможно, Павел имел в виду «имя Иисуса» (ст. 10). Многие авторы думают, что под словом «имя» здесь подразумевается титул — «Господь» (ст. 11). Другие в стихе 11 отдают предпочтение полному титулу: «Господь Иисус Христос». На греческом между «Иисус Христос» и «Господь» нет глагола-связки, как можно видеть в Восстановительном Переводе («Иисус Христос есть Господь»); в оригинале слова стоят просто подряд, как и в Синодальной Библии: «Господь Иисус Христос». Нам нет необходимости знать точное «имя»; достаточно знать, что оно «выше всякого имени» (ст. 9). На земле Иисус был уничижён; на небесах же Он превознесён. На земле Он был нижайшим рабом; на небесах у Него имя превыше всякого имени!

Так как Бог превознёс Иисуса, всё творение должно приветствовать Его: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (ст. 10, 11). Преклонять колено пред именем Иисуса — значит поклоняться Ему (см. Еф. 3:14). Исповедать Иисуса Господом — значит открыто и прямо признать Его Правителем всего. «Преисподних», вероятно, значит «мёртвых» (см. Рим. 14:9). Перечисление трёх категорий, «небесных, земных и преисподних», — впечатляющий приём, говорящий, что поскольку Господство Иисуса распространяется на всю вселенную, то исповедать Его должны все и везде. Сегодня многие отказываются делать это, но «в конечном итоге все признают Его Господом… хотят они того или нет» (Гаффин).

Отрывок завершается словами «в славу Бога Отца» (ст. 11). Слава Бога есть цель, конечное назначение всех вещей. Это будет во славу Бога потому, что, когда прославляется Христос, прославляется и Бог. И ещё Бог прославляется потому, что Своим примером Иисус показал, что истинная сущность Бога состоит не в том, чтобы брать, а чтобы давать.

Ободрение

Какой урок или уроки должны были усвоить филиппийцы из стихов 9–11? Тот факт, что Иисус есть Господь, должен был стать для них веской причиной следовать Его примеру. Я считаю, что эти стихи заключают в себе ещё один побудительный мотив: поскольку Иисус был превознесён после того, как смирил Себя, то и вы, если смиритесь и, как Иисус, поставите других впереди себя, в конечном итоге будете возвеличены!» Фред Краддок выразил это лаконично: «Последний сейчас, первый потом!» Некоторые возражают против такого вывода, недовольные «ограниченностью» такой мотивации. Однако Писания часто говорят о награде (см. Мф. 25:21), давая при этом конкретное обещание, что за смирением последует возвышение (Мф. 23:12; Лк. 14:11; 18:14; 1 Пет. 5:6).

Господь хочет, чтобы мы, идя по жизни, сталкиваясь с проблемами и принимая решения, всегда учитывали «фактор В». Что это за «фактор В»? Фактор вечности. Эта жизнь коротка и переменчива (Иов. 14:1; Иак. 4:14). Обдумывая свои решения, мы должны спрашивать себя: «А какими будут последствия в вечности?»

Зачем нам с вами прилагать все усилия, чтобы «рассуждать и поступать так, как Христос»? Затем, чтобы повиноваться нашему Господу, чтобы, будучи христианами, полностью использовать свой потенциал, чтобы поддерживать мир и согласие в теле Христа. В то же время как чудесно осознавать, что если мы смирим себя, то однажды Бог превознесёт и нас!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фил. 2:5–11 может оказать существенное влияние на нашу жизнь — если мы позволим. Один автор сравнил эти стихи с яркими солнечными лучами. Солнце может быть благословением для нас; но мы можем и спрятаться от него в запертой и зашторенной комнате. Солнце будет светить, как и раньше, но вот мы будем знать только мрак и холод. Я молюсь о том, чтобы вы не игнорировали чудесные истины Фил. 2:5-11, а взяли их на вооружение. Они могут изменить вашу жизнь.

“В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе”.
Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн