Найти тему
Моя прелесть

Как и где прятали сокровища российских музеев во время Великой Отечественной войны

Оглавление

Добрый день, мои дорогие друзья. Мы с вами видели сокровища Московского метро и Невского проспекта. Сегодня заглянем в музеи страны. Но не в современные, а времен Великой Отечественной Войны. В её первые месяцы музейщикам пришлось срочно упаковать и вывезти произведения искусства подальше от линии фронта. Однако многие экспонаты остаются в музеях и сохраняются благодаря личному мужеству и заботе сотрудников.

Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина

Когда 22 июня 1941 года появились первые новости о немецком вторжении в СССР, сотрудники столичной Третьяковки и ГМИИ собрали и вывезли большинство наиболее ценных предметов из своих коллекций за рекордные 10 дней.

Например, на легендарное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» из Третьяковки не заходит ни один товарный вагон. Директор галереи Александр Замошкин лично измеряет вагоны и решает с железнодорожниками, что делать. Для транспортировки картины отведены две открытые площадки размером 5,5 на 7,5 метра, а само полотно свернуто и упаковано в брезент.

-2

Сотрудница Третьяковской галереи София Гольдштейн позже вспоминала, что совсем юные ученики ремесленных училищ и красноармейцы помогали перевозить ящики и холсты из галереи на вокзал.

Однажды ночью в середине июля спецэшелон из 17 машин тайно отправился в Новосибирск (3300 км от Москвы). Сюда, в недостроенное здание Оперного театра, перенесены экспонаты из Третьяковской галереи, ГМИИ и ряда других московских музеев. Часть коллекции музея имени Пушкина отправляется в город Соликамск Пермского края (1600 км от Москвы).

-3

Экспонаты столичного музея еще на год вывезены из Москвы. В 1942 году здание Третьяковской галереи подверглось бомбардировке, и, по свидетельству очевидцев, по пустым залам пронесся ветер и снег. Многие сотрудники музея эвакуированы или ушли на фронт, но их коллеги остаются, охраняя рамы и ожидая возвращения вывезенных сокровищ.

-4

Пострадал и музей имени Пушкина - в октябре 1941 года в результате взрыва бомбы была разрушена огромная стеклянная крыша музея и выбиты окна. Пострадал не только декор нескольких зданий, но и знаменитые отливки архитектурных шедевров в натуральную величину и скульптуры из коллекции музея, которые не могли быть экспортированы.

-5

И всего через неделю после капитуляции Германии Третьяковская галерея вновь открылась для посетителей, и Пушкинский музей уже сам зарабатывал себе на жизнь в октябре 1946 года.

Исторический музей и музей Кремля

-6

Исторический музей Красной площади, как и сам Кремль, легко могли быть взорваны. Поэтому его различные экспонаты - от шпаги генерала Александра Суворова и золотой письменной утвари Александра Пушкина до кафтана Ивана Грозного и платья Екатерины II - пришлось как можно скорее эвакуировать.

Отгрузкой руководил археолог Александр Брюсов, и в конце июля 1941 года более 900 ящиков было отправлено открытой баржей по Волге в город Хвалынск (900 км от Москвы). Но вскоре линия фронта подошла к нему, началась битва под Сталинградом, и ящики отправились поездом в Кустанай (современный Казахстан, 2000 км от Москвы).

Музей, кстати, продолжал работать и в годы войны. Искусствоведы лукавят и делают копии особо ценных экспонатов, чтобы посетителям было что посмотреть.

В 1944 году ценные экспонаты были возвращены в музей. Сохранились фотографии, на которых видно, как сотрудники радуются своему музейному счастью.

Реликвии соседних с Кремлем музеев сначала планируют спрятать в самой крепости - в башнях и подземном хранилище. Однако немцы быстро подошли, и кремлевский управляющий Николай Спиридонов решил эвакуировать сокровища. Почти 75% экспонатов Оружейной палаты отправляются в Свердловск (ныне Екатеринбург, 1700 км от Москвы), где они хранятся в здании НКВД. В музее остались только объемные кареты.

-7

В Кремле также находится большая часть икон, а сам он практически «скрыт» немецкой авиацией. Золотые купола выкрашены в тёмный цвет, красные звезды Кремля покрыты тёмной тканью, а Царь-колокол «обёрнут» досками.

Музеи Кремля открылись до окончания войны в апреле 1945 года. Первыми посетителями стали солдаты кремлевского гарнизона, которые помогли эвакуироваться и вернуть вещи на свои места.

Эрмитаж

-8

Музеи Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) проходят более суровые испытания. Сотрудники и волонтеры практически ночуют в залах Эрмитажа, упаковывая большую часть экспонатов. Первые эшелоны коллекции ушли быстро - в Уральский Свердловск было вывезено около миллиона ценных вещей. Но 8 сентября В 1941 году началась блокада Ленинграда, и очередной эшелон шедевров из Эрмитажа не ушел, предметы были возвращены в музей и хранились в подвалах и на первом этаже музея.

Директор музея Джозеф Орбели и его соратники рискуют своей жизнью, чтобы защитить здание и другие ценности. Подземелья Эрмитажа стали бомбоубежищами, и некоторые сотрудники с семьями перебрались туда. Они дежурят днем ​​и ночью, ловят зажигательные бомбы, тушат пожары и переносят все ужасы блокады, борясь за свою жизнь.

-9

Художник и очевидец событий Вера Милютина вспоминает суровую блокадную зиму, невероятное впечатление, создаваемое музейными залами: пустые рамы, замёрзшие стены, хрустящие под ногами куски разбитых окон, и этот звук перекликается с огромным пространством залы.

Однако даже во время блокады в музее было организовано несколько экскурсионных и поэтических вечеров. Кстати, из множества картин и ценностей, вывезенных во время войны, из собрания музея пропадает только одна картина - «Святой Себастьян» Антониса Ван Дайка, которая пока так и не найдена.

Русский музей

-10

В главной сокровищнице национальной живописи и скульптуры Санкт-Петербурга - Русском музее - снято со стен и подготовлено к эвакуации более 7500 картин. Среди них более 60 экспонатов, длина которых составляет четыре метра и более. «Чтобы снять со стен такие огромные полотна, как« Последний день Помпеи» Карла Брюлова. потребовались усилия нескольких десятков человек, - вспоминает Петр Балтун.

Огромные полотна площадью 20-60 квадратных метров приходилось не только снимать с рам, но и аккуратно скатывать в специальные рулоны, не складывая и не повреждая слой краски. Некоторые свитки, например, достигали длины 10 метров, а диаметр каждого из них составлял от 60 до 120 сантиметров.

Первая партия картин была эвакуирована в Горький (ныне Нижний Новгород, 1200 км от Санкт-Петербурга), а вторая - в Пермь (1800 км от Санкт-Петербурга).

Было сложно даже спуститься со второго этажа к знаменитой «Анне Иоанновне с арабом» Карло Растрелли, поэтому музейщики решили спрятать ее в земле. В саду перед музеем вырыт глубокий ров, сама статуя тщательно покрыта солидолом (специальной густой смазкой) и плотно обернута гидроизоляционным материалом. На месте, где спрятана статуя, была устроена большая клумба, которую вскоре густо засадили цветами.

-11

Судьба великолепного дворца и его экспонатов кажется самой печальной. Около 14 000 произведений искусства были эвакуированы в Новосибирск и город Сарапул в Удмуртии (1900 км от Санкт-Петербурга). Однако лишь часть многочисленных скульптур из паркового комплекса добралась до грузовой станции Московского вокзала и Ленинградского Исаакиевского собора, который ни разу не пострадал от бомбардировок, так как служил ориентиром для немецкой авиации.

Петергоф

-12

После того, как ценные экспонаты были вывезены, остальные сотрудники музея попытались спрятать то, что невозможно было эвакуировать. Оставшиеся скульптуры закопали в сундуки прямо в парке, а бронзовые статуи спрятали в Большого каскада фонтанов.

-13

Сами дворцы готовили к бомбардировке: оклеивали окна, шлифовали паркет на полу, клеили панели на стены залов.

-14

Однако Петергоф не только подвергся бомбардировке, но и оказался настоящим полем боя и был практически разрушен. Все, что осталось от Большого дворца этого русского Версаля, осталось лишь разрушенными руинами, фонтанами и сожженными деревьями в парке. Безвозвратно было потеряно более 16 000 ценностей, в том числе оригинальная скульптура Самсона с пьедестала знаменитого фонтана.

-15

Итак, подвиги совершали не только на фронте, но и там, где, казалось, было тихо и спокойно.