Найти тему

XX век не является самым кровопролитным в истории. О том как ученый-физик смог предвидеть будущее.

Каждому из нас часто приходится слышать, что XX век был самым кровопролитным и ужасным в истории человечества. И как тут поспоришь: вот же две мировые войны, кровавые гражданские войны начала века, холокост, ГУЛАГ, Нанкинская резня - краткий список ужасающих событий предыдущего столетия. Но моя позиция заключается в том, что данный тезис в лучшем случае частично неверен, в худшем - неверен совсем.

В начале 1950-х годов выдающийся британский ученый А. Тойнби, анализируя прошлое, пытается предугадать будущее: он пишет о том, что «в новейшей истории Запада война следовала за войной с растущей интенсивностью». Более того, он предостерегает своих читателей приближением новой Третьей мировой войной. Ученого можно понять: только что прошла война, унесшая миллионы жизней, а на пороге стоит холодная война и угроза использования ядерного оружия.

В то же время над анализом истории занимается ученый-физик Льюис Фрай Ричардсон. Кроме физики, он занимается метеорологией и прикладной математикой. В отличие от Тойнби, который руководствовался в большей степени ощущениями, Ричардсон основывается на статистическом анализе данных о сотнях вооруженных конфликтов за период более чем в 100 лет. Ученый-физик высказывался намного осторожнее и осмотрительнее Тойнби: «Вероятно, Третья мировая война случится не скоро».

Сегодня, по прошествии почти 70 лет мы знаем, что именитый историк ошибался, а малоизвестный ученый-физик оказался прав. Далее я попытаюсь кратко изложить тезисы Ричардсона, приведенные в книге «Лучшее в нас» Стивена Пинкера.

Размеры популяции, эвристика доступности и историческая близорукость - три фактора, которые мешают видеть более широкую картину не только обычным гражданам, но и именитым ученым.

Когда пишут о необычайных бедствиях двадцатого века, часто забывают привести цифры, относящиеся к какому-нибудь другому веку. Проблема в том, что мы никогда достоверно не узнаем, какой век был наихудшим, поскольку даже число погибших в XX веке трудно подсчитать, не говоря уже о XVI или XVII веках. Давайте просто взглянем на количество людей, живших в разные промежутки истории: в 1950 г. Население Земли составляло немногим более 2,5 миллиарда человек, что примерно в 2,5 раза больше, чем в 1800 г., в 4,5 раза больше, чем в 1600-м и в 7 раз больше, чем в 1300-м. Таким образом, чтобы сравнить кровопролитность войн XX и, скажем, XVII веков, число жертв нужно умножить на 7.

Следующая сложность - «историческая близорукость»: чем дальше во времени находится событие, тем меньше подробностей мы знаем. И наоборот: недавнее прошлое врезается в память, долго не оставляя нас в покое. Объяснить это очень просто: нынешний учет смертей на несколько порядков точнее, чем это было даже пару веков назад. Например, множество мелких стычек между рыцарями в средневековой Европе, когда главной задачей феодала было по-просту перебить как можно больше крестьян феодала-недруга, скорее всего не было записано летописцами из-за "банальности происходящего". Кроме того, мы воспринимаем внешний мир через множество искажений. Одно из них - призма «эвристики доступности». Когнитивные психологи Д. Канеман и А. Тверски доказали, что люди зачастую обманывают сами себя, переоценивая, например, вероятность бедствий, о которых они часто слышат из СМИ - нападений акул, авиакатастроф, террористических атак -, и недооценивая вероятность «банальных» опасностей - ударов током или утоплений.

К счастью, есть человек, который несмотря на все ограничения наших знаний о мире составил большой список «наихудших вещей, которые люди устраивали друг другу». Количество погибших здесь взято как мода, то есть число наиболее часто встречающееся в научной литературе. При этом автор учел не только прямые военные потери, но и жертвы среди гражданского населения от голода и болезней. Скорее всего не о всех гемоклизмах (дословно: кровавый потоп - термин, введенный автором книги) вы знаете, а большинство станет для вас настоящим открытием. Не забывайте, что это является следствием исторической близорукости и эвристики доступности. Итак, ниже представлен список из 21 самого кровопролитного события в истории человечества с поправкой на размеры популяции.

Как вы видите, самым ужасным событием является восстание Ань Лушаня (вместе с последовавшей за ним гражданской войной), которое унесло жизни 36 миллионов людей - 2/3 населения Китая VIII века. Конечно, не всем цифрам можно доверять: они не всегда объективны и возлагают вину на одну какое-нибудь одно событие - войну, восстание или тиранию. В то же время, не нужно думать, что без автоматов и газовых камер невозможно убивать в масштабах целой страны: примеры коммунистической Камбоджи или Руанды являются тому подтверждением.

Как вы видите, с поправкой на размеры популяции Вторая мировая война стоит лишь на 9-м месте. А Первая мировая война даже не попала в десятку. Важно уточнить, что я не пытаюсь обесценить ужасы, произошедшие с человечеством в 20-м веке. Моя цель - дать понять русскоязычному читателю, что несмотря на все войны, чистки и другие гемоклизмы, человечество, судя по всему, все-таки планомерно движется в сторону светлого завтра.

Таким образом, когда поправляешь себя на эвристику доступности, историческую близорукость и размеры популяции, тезис о небывалой кровопролитности 20-го века становится вовсе не таким очевидным. Ученый физик все-таки оказался прав.

Наука
7 млн интересуются