В конце августа родился бельгийский писатель Морис Метерлинк, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1911 года.
На творчество Метерлинка оказали огромное влияние французские символисты. Поэтому почти все его произведения наполнены символическими (в том числе мистическими и оккультными) образами, а также интересными экзистенциальными вопросами. Собственно, поэтому и главное его произведение сегодня называют не иначе как «философской сказкой».
Что вы могли не знать о «философской сказке» как жанре?
Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Метерлинк уже проделал эволюцию от символистского театра через «театр смерти» и, наконец, пришел к новому для него видению мира — романтическому. Смысл его знаменитой пьесы в том, чтобы сделать попытку показать человечеству философский смысл бытия, красоту жизни и ее величие.
Герои Метерлинка, маленькие дети лесника Тильтиль и Митиль, отправляются в путешествие на поиски Синей птицы, которая должна, по-идее, дать здоровье и счастье. Вот только длительные запутанные поиски приводят их назад домой, а волшебной птицей оказывается уже в самом начале живущий у мальчика в клетке простой голубь-сизарь.
Знаменитая пьеса-сказка была написана в 1905 году, то есть аккурат в год первой русской революции.
Любопытно и то, что самой первой постановкой пьесы на сцене стала работа русского режиссера Станиславского во МХАТе (1908). Такова интересная символическая связь сказки в нашей страной.
«Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое». ~ Волшебница Берилюна
Наполненная намеками и таинственными образами, пьеса учит детей (и в неменьшей степени взрослых) тому, что весьма полезно уметь за обычными вещами видеть неявные явления и смыслы*.
*Впрочем, есть и альтернативное мнение. Злые языки поговаривают, что истинное послание сказки Метерлинка — в том, что бедным полезно научиться самообману, внушить себе не завидовать богатым и смириться со своим положением.
«Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности». ~ «Эссе о бессмертии», Морис Метерлинк
Точки зрения на смысл этой пьесы вообще сильно различаются в зависимости от социально-политических воззрений критиков. Например, философ Александр Дугин трактует её не больше и не меньше как шаманское путешествие спящих детей в мир мёртвых. Он обращает внимание на символику, которая широко отсылает к немецким мистикам и философии неоплатонизма.
Чуть иная точка зрения у литературоведа и писателя Дмитрия Быкова:
«Это очень хорошая пьеса. Может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства — это как раз довольно просто, и не зря Станиславский ругал в письмах к друзьям „Метерлинковские банальности“. А потому, что она — как и всё символистское искусство — учит правильному мировоззрению» ~ Дмитрий Быков
Кстати, мало кто знает, что спустя 10 лет после первой постановки пьесы Меттерлинк написал её продолжение. Оно называется «Обручение», и события в этой пьесе происходят семь лет спустя после событий первой части. Главные герои Митиль и Тильтиль уже выросли, и однажды в тот же самый домик лесоруба снова заглядывает фея Берилюна. Теперь её миссия — помочь своим подопечным найти любовь. Пьеса, увы, уже не пользовалась таким же успехом, как история про детей.
Помимо знаменитой советско-американской экранизации 1976 года с Элизабет Тейлор и Георгием Вициным есть и полнометражный мультфильм, поставленный Василием Ливановым (знаменитый советский Шерлок Холмс).
Фильм этот довольно вольно трактует первоисточник, в нем раскрыта тема страха перед Третьей Мировой войной, ядерным оружием и он определенно не детский. То есть ещё менее детский чем пьеса Метерлинка, лежащая в основе.
Обращает на себя внимание техническое новаторство аниматоров. В этой картине огромную роль играют фотоколлажи художника Натальи Головановой. Для советской мультипликации это весьма необычное решение.
Поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту.