Найти в Дзене
Светорусье

Кто на самом деле изобрёл гармонь

Среди отечественных журналистов, да и не только их, широко распространено заблуждение, будто гармонь была изобретена в Германии в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Сами же немцы считают гармонь чисто русским изобретением и всячески от неё открещиваются.

Неубедительно также и утверждение о том, что гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго-Восточной Азии ещё три тысячи лет назад. Сторонники этой версии, как ни старались, но так не смогли объяснить, почему первые гармоники настолько долго формировались от шэна: три тысячи лет, и вдруг всего за 200 лет появился огромный пласт музыкальной культуры – гармонной.

Между тем, точка в дискуссии по поводу происхождения гармони была поставлена ещё в советские времена, когда профессор истории и теории музыки А.М. Мирек весьма убедительно доказал, что шэн ни в какой мере не может быть непосредственным предшественником современных гармоник, поскольку имеет с ними существенные различия.

Но самое главное – это то, что источником звука у шэна является надрезной язычок, а у гармоники – свободно проскакивающий. Этот новый способ звукоизвлечения был придуман в 1780 году жившим и работавшим в Петербурге органным мастером Ф. Киршником. Благодаря изобретению планки (рамки, на которой закреплён металлический язычок) был создан принципиально новый музыкальный инструмент, обладающий ярким и сочным звучанием. С тех пор конструкция планки, уже не менялась, оставаясь и в баяне и в аккордеоне именно такой, какой её сделал Киршник.

Разнообразие современных гармоник необычайно – от губной до концертино, заменяющего исполнителю целый оркестр. Губная гармоника, ножная, ручная, фисгармония, пангармоника, бандонеон. А сколько их, разноголосых и певучих, возникло в России: ливенка, тальянка, хромка, тульская, вятская, сибирская, вологодская, череповецкая ("череповка") и, наконец, аккордеоны и баяны самых различных конструкций.

Причём эти инструменты настолько оригинальны по музыкальным возможностям, что, как пишет в своих трудах А. Мирек, репертуар саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенке, репертуар ливенки – на бологоевской, репертуар петербургской – на новоржевской и так далее. Это огромный музыкальный пласт в мировой исполнительской практике.