Истории о временах противостояния греков и персов любили как античные авторы, так и современные историки, и сценаристы. Герои, предатели и грандиозные битвы, со страниц научной и художественной литературы на нас взирают участники этих событий. Событий, которые начались по предложению одного хитрого грека.
Споры о точном начале греко-персидских войн не утихают до сих пор, небольшая группа историков возводят начало конфликта с Кира Великого, основателя Персидской державы и покорителю греческих городов в Малой Азии (Ионии), который присоединил их к своему царству в 546 году до нашей эры. Но большинство ученых, все же возводят начало конфликта к событиям после Ионийского восстания, когда персидские цари устремились в Элладу.
Почти через 40 лет подчинения Ионии персам, в Милете правил тиран Гистией, который во время похода Дария I на скифов, оказал ему множество услуг. За эту помощь, персидский царь выделил Гистиею земли во Фракии, которые тот начал «осваивать» с ударными темпами. Строительство городов, поселений и укреплений встревожили ближайшее окружение Дария, и по их советам, персидский царь отозвал Гистиея из Фракии к себе, дав ему почетную должность сотрапезника. Милет же был передан двоюродному брату Гистиея – Аристагору.
Во время правления Аристагора на ближайшем греческом острове Наксос произошло восстание. Простой люд изгнал богатых граждан и пожелал жить «как завещал Агафирс Ильич», т.е. деля все поровну, без социального расслоения. Богачам Наксоса такой расклад не понравился, потому они обратились за помощью в Милет. Тут то Аристагор и придумал свой «гениальный» план, который послужил началу почти 50 летних конфликтов между греками и персами.
По плану тирана Милета, он должен был подавить восстание, а за заслуги он бы получил его в управление. Богатый остров стал лакомым кусочком для Аристагора, потому он предложил сатрапу Сард (по совместительству и брату Дария) дать ему персидское войско и денег. Персы согласились на авантюру милетского тирана, и предоставили ему 200 военных кораблей. Счастье Аристагора омрачилось только тем фактом, что над персами был поставлен свой начальник – Мегабат. Как только корабли выступили в свой поход, между греком и персом произошла большая ссора. Аристагор настаивал, что он тут главный, потому персы должны подчиняться ему, Мегабат твердил, что ему доверили вести воинов в бой.
Слово за слово, но видимо авторитет милетского тирана перевесил восточное упрямство. Но не восточную хитрость, Мегабат послал гонцов на остров, чтобы они предупредили жителей о готовящемся нападении. Те укрепились, запаслись всем необходимым, и в итоге выдержали 4 месячную осаду, после которой персы вернулись домой ни с чем.
Дела Аристагора совсем стали тяжелыми. Ведь он не выполнил обязательств, которые на себя взял. Остров не был покорен. А что еще страшнее, долги надо было отдавать, кредиторы и в древнем мире были опаснее, чем колесница с лезвиями на колесах. Единственное решение, которое пришло в голову грека – восстание. Через своих доверенных людей он смог склонить персидский флот (остатки его после поражения на Наксосе) к мятежу. Как только начались волнения, он сложил с себя полномочия тирана и объявил Милет демократическим городом. Его «освободительная» борьба воодушевила другие греческие полисы Ионии на восстание против персидского господства. Так как восстание было начато осенью, а зимой в те далекие времена все сидели «по берлогам», то у Аристагора появилось время, чтобы склонить на свою сторону города Эллады. Ничего не добившись в Спарте, он все же смог уговорить Афины и Эретрии на оказание помощи, общей численностью в 25 кораблей.
Персы особо не придали значению начавшимся волнениям, воспользовавшись этим, повстанцы смогли взять Сарды и сжечь их. Поджог города стоил им всего восстания, так как местные жители взялись за оружие, а персы поняли всю угрозу восстания. В нескольких сражениях Дарий подавил восстание, а зачинщиков казнил. Та же участь постигла и Гистиея, который уговорил персидского царя отправить его к восставшим, что он их утихомирил. Но оказавшись среди них, Гистией решил примкнуть в их ряды, в их рядах он и окончил свою жизнь.
А Дарий, преисполненный яростью, решил отомстить всем грекам, за то, что они взбунтовались, и за то, что поддержали восстание (в случае с Афинами и Эретрией). В 492 году до нашей эры, персидский полководец Мардоний окончательно покорил Фракию и Македонию, тем самым открыв свободный сухопутный путь в Грецию.
В 491 году до нашей эры послы Дария прибыли в Грецию требуя «земли и воды», все греческие города, кроме Афин и Спарты приняли предложение персов. Через год против этих городов был направлен персидский флот. По пути в Афины персы разрушили Эретрию, которая до этого посмела поддержать Ионийское восстание. Высадившись в Аттике, персы встретились с объединенным войском платейцев и афинян у Марафона. Итоги битвы хорошо всем знакомы, персы были разгромлены.
Получив горький опыт войны с греческими гоплитами, Дарий решил собрать самое большое войско, какое только мог, чтобы стереть с лица земли Афины, Платеи и Спарту. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до нашей эры. А в скором времени и сама смерть Дария. Трон перешел к его сыну-наследнику – Ксерксу
Ксеркс I
Сын подавил египетское восстание и продолжил осуществлять мечты своего отца. Собрав неслыханное войско из всех покоренных народов, Ксеркс был готов выступить на Элладу. К тому же ему подвернулся случай «испробовать» войско в деле, восстание в Вавилоне он подавил быстро и с особой жестокостью. В назидание за бунт, он вывез все священные для вавилонян реликвии, дешевые уничтожил, золотые переплавил. По словам Диодора Сицилийского, после Ксеркса лишь незначительная часть Вавилона была обитаема, а большую часть города отвели под посевы.
К концу 80-х годов ситуация в Персидской державе, наконец-то стабилизировалась, потому Ксеркс выступил в поход против Греции. Учтя ошибки отца, Ксеркс позаботился и о переправах, чтобы идти по суше, и о продовольственных складах по маршруту шествия. Вроде бы Ксеркс учел все, даже наказал море, чтобы оно не штормило перед переправой (приказал высечь). Персидский царь не учел самого главного, хорошо организованную армию греков, по сравнению с разношерстным войском персов, в котором были все, от ассирийцев и армян до египтян и саков. Разное вооружение, разная тактика, разные языки, все усложнялось огромной многочисленностью и игнорированием разведки.
Греция прекрасно понимала, какая угроза нависла над их головами, потому чтобы противопоставить персам хоть что-нибудь, было принято решение их немного «затормозить», дабы времени хватило на подготовку. «Затормозить» персов вызвался спартанский царь Леонид, который вместе со своими 300 спартанцами… и еще 6 000 греками занял оборону на Фермопильском перешейке. Узкая полоса между морем и горами дала возможность грекам в этом месте долго держать оборону. После долгих дней боев персы с помощью греческого предателя смогли узнать тайный проход в тыл к Леонидовым войскам. Как только спартанский царь узнал об этом, он решил распустить всю небольшую армию, и остаться защищать Фермопилы со своими 300 спартанцами, ну и около 600 другими греками. Итого почти 1000 человек. Тот героический бой вошел во все учебники истории, о нем вспоминают до сих пор, про него снимают фильмы, пишут книги и рисуют картины. Царь Леонид один своим сражение обессмертил себя до скончания веков. А пока Леонид и греки гибли при Фермопилах освобождая персам проход вглубь Эллады, на море у Артемисии гремел «корабельный бой». Нанеся сильный урон, греческие корабли, как только получили известия о гибели Леонида, отступили на заведомо отведенные позиции. Ксеркс мог подумать, что он выиграл два боя, но с таким количеством павших и потерянных, любой другой полководец сильно бы не радовался.
Отдав Аттику на разорение персам, греки в двух сражениях положили конец ксерксову мероприятию, в морском бою у Саламина и в битве при Платеях. Разгромленные персы бросились бежать обратно в Азию, а греки решили контратаковать, и высадились близ Милета. Погромив персидские города, эллины довольные собой отправились домой.
Персидское вторжение в Грецию заставило эллинов объединиться, чтобы противостоять общему врагу. Объединение произошло вокруг двух городов Спарты и Афин, которые стали центрами противоборства, сначала против персов, а после между друг другом. В большую войну персы не вмешивались, конфликт между спартанцами и афинянами все больше и больше набирал обороты, да и к тому же, греки нет, да нет нападали на персидские города и подконтрольные им острова, грабя, сжигая и уничтожая все персидское. Но о большой войне речи пока не шло.
В Египте же вновь вспыхнуло восстание, этим воспользовались афиняне и отправили к ним на помощь большой флот. Ко времени этих событий Ксеркс был убит, а на его место сел Артаксеркс, который послал против египтян и греков большие силы. В битве при Мемфисе персы поквитались за все неудачи в Греции. Чтобы как-то отыграться и не дать понять персам, что афиняне теряют силу, ими было предприняты ряд нападений на малоазиатское побережье. Но в итоге, продолжение войны было не выгодно ни Спарте, ни Афинам, ни самой Персии. В 449 году до нашей эры был заключен мир. По нему Персия признавала независимость Ионии (фактическую зависимость Ионии от Афин), а греки обязались больше не жечь персидские города и поддерживать восстания на их территории.
Хотя греки и персы еще ни раз сталкивались на поле боя, это уже были отдельные конфликты, когда персов привлекали в качестве помощи противоборствующие стороны, или наоборот, персы нанимали греческих воинов для решения внутренних или внешних (поход Александра Македонского против Дария III) проблем. Но после 449 года до нашей эры Персия уже никогда не воевала с объединенными греческими силами. Греко-персидские войны закончены, оставив после себя огромную плеяду героев и знаменитых сражений.
#история #древняя греция #греко-персидские войны #древний мир #фермопилы #древняя персия
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!