Когда в 1956 году на экраны вышла музыкальная комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», композитор Андрей Петров был студентом консерватории, где жанр эстрадной песни не изучали.
Но Петров тяготел именно к этому жанру, и в «Карнавальной ночи» он был восхищен музыкой Анатолия Лепина – легкой, свежей для советского кино, и, при этом, гармонично вписавшейся в фильм.
- Я тогда подумал, что когда-нибудь напишу музыку к такому фильму, как «Карнавальная ночь», и запомнил имя – Эльдар Рязанов, - говорил позже композитор.
Но знакомство режиссера Рязанова и композитора Петрова произошло через десять лет после выхода «Карнавальной ночи». За это время Эльдар Александрович успел снять несколько успешных фильмов, а Андрей Павлович - поработать с Георгием Данелией, который сыграл большую роль в кинематографической судьбе композитора.
И тут Петрову дали почитать сценарий фильма «Берегись автомобиля». Композитор высказал режиссеру соображения по предмету того, какой должна быть музыка в фильме, после чего их пути разошлись на полтора года. Именно через такой срок Рязанову удалось собрать актерский состав к фильму.
По словам Петрова, обычно режиссеру пытаются поразить при первой серьезной беседе своим знанием музыкальной терминологии, требуют точно следовать замыслу. В этом случае работать трудно.
Музыку к фильму «Берегись автомобиля» писать было легко, потому что Рязанов Петрову сразу сказал: «Я в музыку ничего не понимаю». Так Эльдар Александрович заставил поверить композитора в свою творческую свободу. Пожелания носили самый общий характер, и режиссеру не было никакой разницы, какой инструмент будет играть в той или иной части фильма.
- Играю я очень плохо. Поэтому обычно, показывая музыку, я что-то наигрываю, что-то напеваю, а больше объясняю. Выяснилось, что даже при таком несовершенно показе, Рязанов очень точно определяет места менее яркие, такты менее выразительные, - рассказывал Андрей Павлович.
Первой темой к фильму стал вальс, ставший главной музыкальной темой фильма. Этот вальс частично понравился режиссеру, он попросил кое-что доработать, и композитор согласился, потому что тот совершенно точно определил слабые места произведения. И тема была исправлена, а Эльдар Александрович, как оказалось, очень неплохо разбирался в музыку. Остальные музыкальные темы в фильме имели больше служебное значение.
Полное понимание того, какая музыка будет в фильме, режиссер получил только во время записи музыки на студии. Услышав твист, сопровождающий сцену на вечеринке, Рязанов пустился в пляс, чем привел окружающих в восторг.
Композиторов, пишущих для кино, знают, в основном, по песням, поэтому им особенно приятно, когда какие-то музыкальные темы начинают жизнь своей отдельной жизнью. Так случилось с вальсом из «Берегись автомобиля», который позже перезаписали в нескольких вариациях.
- Рязанов никогда не торопил с сочинительством. Поэтому я спокойно работал в Ленинграде, изредка мы созванивались. Я не отвлекался и через месяц-полтора музыка, как правило была уже готова, - вспоминал Петров.
Подписаться на канал «КиноНытик»