То, что быки и тельцы имеют в библии статус приближенный к священному, может показаться странным. Даже нелепым. Ведь все знают, что за едва отлитого Золотого тельца древним евреям крепко досталось от их бога и от Моисея.
Да и само словосочетание «золотой телец» стало символом отнюдь не библейской добродетели – культа денег. Какие уж тут священные быки?
Однако не все так просто. Для начала нужно учитывать, что бык является, возможно, наиболее почитаемым в религиях животным, по крайней мере среди наземных млекопитающих. Даже волки и львы не факт что смогут сравняться с ним по популярности и культовости.
Сейчас это кажется не очень убедительным, но, если присмотреться к древним религиям, картина будет именно такой: бык был особо почитаемым животным и символом божества. Часто верховного божества.
И такое положение вещей было характерным и для восточного Средиземноморья, включая Палестину.
«Но это же богомерзкие язычники!» – скажет иной читатель. «Это только у них, богопротивных, рога и копыта – символ Сатаны – могут быть символом чего-то высокого!» «Что общего может быть у гнусного язычества с божественной истиной?» А вот давайте посмотрим.
Связанные с Библией иудаизм и особенно христианство по историческим меркам являются молодыми религиями, однако именно этим они и интересны, ибо в Библии поклонение животным осуждается, хоть быкам, хоть крокодилам. Поэтому свидетельства культа Быка в этой книге особенно занятны.
О золотом тельце слышали все и это, вроде как было нехорошо. Обычно представления о «бычьей линии» в Библии для большинства золотым тельцом и заканчиваются.
Однако это не единственное упоминание и далеко не самое интересное.
Как видно из текста Библии, инициативу евреев, отливших во славу божью золотого тельца из своих украшений, бог израилев не заценил с печальными для почитателей последствиями.
Однако из того же текста видно, что проблема была не в тельце, а в том, что евреи вообще сделали изображение бога, которого вообще-то в глаза не видели.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что евреи почему-то решили изобразить своего бога не в виде гуся или, скажем, змеи (хотя ее изображение им все же пришлось впоследствии сделать уже по приказанию Яхве).
Они выбрали быка, потому что именно этот зверь казался им наилучшим символом для бога!
Второй нюанс, который стоило бы отметить, заключался в том, что подобное культивирующее быка мышление сохранилось в тексте Библии и после золотого тельца.
Например, херувимы порой имеют бычьи головы и копыта.
Автор Пятикнижия (сделаем вид, что это и в самом деле был Моисей), говоря о величии бога неоднократно говорит фразы наподобие «Бог вывел их (евреев) из Египта, быстрота единорога у него!» (Книга Чисел 23:22).
И это далеко не единственное место, где Яхве хоть и не описывается внешне как единорог, бык или разъярённый телец, но метафорически наделяется чертами именно ЭТИХ животных.
К слову, Псалмопевец (сделаем вид, что им был все же Давид), говорит буквально следующее: «а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем». Если не ошибаюсь, это часть хорошо известного 90 (как вариант 91) псалма.
Обратите внимание, что рог единорога здесь соседствует со свежим елеем, т. е. атрибутом, который символизировал нисхождение на человека божьей благодати. Согласитесь, что такое соседство случайным быть не может.
Кого-то может смутить слово «единорог». Мол, это же не бык, а священная белая лошадь с рогом посреди лба, символизирующая чистоту и девственность. Однако это не так.
Описанный выше образ единорога имеет совсем несемитское происхождение и зародился достаточно поздно уже где-то в Европе. А до того его облик был достаточно размыт (в т. ч. и «нравственный»). Но это Европа, а что у древних евреев?
А они, в Библии вообще не о единороге говорили. Виной путаницы стали «трудности перевода».
Слово, переведенное как «единорог» (кажется, оно звучало как «рээм» или как-то так) изначально означало некоего крайне опасного зверя, скорее всего, самца дикого тура, еще водившегося в Палестине в околобиблейские времена.
Для полноты картины стоит отметить, что в ближневосточной символике (да и в древнееврейской тоже) рог обозначал силу. Так что фраза в переводе с библейского на истинно великий и могучий переводится как «мою мощь ты (Яхве) делаешь словно у бизона».
Иными словами, даже в Библии, которую традиционно с чем чем, а с культом быка уж точно не увязывают, различные крупные рогатые парнокопытные упоминаются отнюдь не только как жертвы или печально павшая золотая статуя этого животного.
В заключение библейской истории священного быка добавлю, что сам факт того, что быки приносились в жертву Яхве (притом в промышленных масштабах), указывает на то, что они были особым животным, как и агнцы-ягнята или голуби.
Текст этой книги четко говорит, что в жертву не должно приноситься ничего нечистого, оскверненного и т. п. Так что любой зверь с грязным контекстом из числа обитателей жертвенника был бы исключен.
А вот о том, что рога и копыта – атрибуты Сатаны, в Библии нет ни слова. Князя Тьмы можно ассоциировать разве что с драконами, морскими чудищами, змеями и, возможно, бегемотами, да и то с натяжкой.
Зато намек на крылья или, по крайней мере на способность к полету (и даже воздушным грузоперевозкам), в евангелиях есть. По крайней мере Христа он переносил из пустыни на крышу Иерусалимского храма.
Так что как видите, если присмотреться к библейскому тексту внимательно, можно будет обнаружить кое-что весьма неожиданное и не вписывающееся в стандартные представления о ней.