Найти в Дзене

«Он выходил на быка с ножом!» История величайшего тореадора

В это будет сложно поверить, но самая традиционная из традиционных испанских забав – коррида – с одной стороны имеет древние корни, а с другой – свой нынешний вид обрела лишь в XVIII веке.

Более того, ее создателем стал человек, которого и испанцем можно назвать лишь с натяжкой. Зато какой человек!

Не человек, а картина маслицем самого первого отжима! И звали его Хосе Кандидо Экспозито.

Родился он в 1734 году и его отцом был раб-негр. Интересно то, что матерью была не кто-нибудь, а благородная дворянка, тем самым рабом и владевшая во всех смыслах.

Такой сын ее по понятным причинам не устраивал, поэтому его пристроили в сиротский приют, откуда Хосе через три года взяла одна семья, давшая ему очень неплохое образование, позволявшее надеяться стать однажды священником или же художником (обе сферы манили Экспозито в одинаковой степени).

Но потом Хосе обнаружил, что художником ему помешает стать дальтонизм, а со служением богу тоже не сложится, ибо любовь к женщинам была выше. При этом он отличался неуравновешенным характером.

Поэтому первой работой Хосе, впоследствии очень пригодившейся, стала работа на бойне. Благодаря этому Хосе досконально изучил анатомию быков, включая их уязвимые места.

Параллельно с этим Хосе продолжал волочиться за каждой юбкой, включая те, у которых были свои законные «штаны». Обладатели последних были от этого не в восторге и нормальным решением подобных ситуаций были дуэли.

И, поскольку простой народ к тому времени был лишен права носить шпаги и рапиры, но не был лишен гордости и горячности, то основным оружием простых дуэлянтов стали ножи.

Правила таких дуэлей во многом повлияли на будущую судьбу тореадора, а заодно и на саму корриду. Дуэлянты хватались левыми руками за платок, а правыми кромсали друг друга как могли.

Итог обычно был жутковатым. Во всяком случае даже в XIX веке в госпиталях были специальные отделения, где складывались погибшие на дуэлях, и они никогда не пустовали.

Хосе был ловок и опытен, поэтому с ножом-навахой научился управляться виртуозно. Оставалось только перенести этот навык на быков. И однажды такой случай представился. Правда, не на арене, а на бойне.

Однажды один особо свирепый бык сбежал из загона, но Хосе просто подошел к нему, вооружившись той самой навахой, которой он до той поры уничтожал мужей-рогоносцев, и резво заколол животное.

Именно тогда он осознал, что даст фору матадорам той поры и сумеет привлечь в свою постель еще больше женщин.

Бросив бойню, Хосе все же отправился на обучение к одному тореро, а в 24 года состоялось его первое выступление. И опять он вооружился навахой. Вместо красной тряпки – мулеты – использовал собственную шляпу.

До той поры еще никто не выходил против быка со столь скромным оружием, но наш герой доказал, что способен на это. Слава пришла к нему моментально.

Правда, будучи человеком очень ловким, он не только убивал быков, но и время от времени устраивал акробатическое шоу, перепрыгивая через быка с шестом.

Подобные подвиги уходят еще в доиндоевропейские времена, о чем вы можете прочесть в другой моей статье, посвященной корням корриды и тому, как она развивалась и трансформировалась.

Надо сказать, что Экспозито вовсе не был кровожадным. Быков он уважал и порой просил зрителей даровать животному жизнь.

Сия традиция сохранилась и после него: таких быков больше на бои не выставляли, и они спокойно доживали свой век до старости.

Но истинной мечтой Экспозито было повторить то, что, если верить легенде, сделал еще Тесей – отломить быку рог и им же его и прикончить.

Как он это собирался сделать – история умалчивает. Не исключено, что сам он всерьез этого не планировал и только рассказывал на пьяных пирушках.

Правда считается, что именно попытка совершить это действо и привела к концу карьеры Хосе. Когда почти 37-летний Экспозито сражался с очередным быком, он всего-навсего вступил ногой в лужу крови.

Хотя подобное случалось не раз и не два и ловкость Хосе успела стать легендарной, на этот раз промашка вышла. Он просто упал.

Зато дивную ловкость продемонстрировал его рогатый соперник, мгновенно поднявший тореадора на рога. В итоге у Хосе было проткнуто бедро, а заодно и почка. Вскоре он скончался, так и не отломав быку ни одного рога.

Интересно, что у легенды арены остался сын, бывший на тот момент всего годовалым. Участь бати его не впечатлила, и он тоже стал матадором.

Правда он оказался более везуч и самостоятельно завершил свою карьеру, когда увидел, что здоровье уже не то. А вот в чем ему не повезло совершенно, так это в том, что, несмотря на всю свою популярность, его до конца жизни знали как Сына великого Экспозито. И с этим он ничего поделать не мог.