Сразу после заявлений Байдена об уходе США из Афганистана начали разгораться страсти по сохранению (а может – и укреплению) там влияния других стран. Включая Турцию. Хотя соглашения в Дохе от 29 февраля 2020 подразумевали вывод войск всех (!) стран НАТО, о чем «новые афганские власти», пока еще признанные террористической организацией в РФ, неустанно говорят, Эрдогану очень хотелось зацепиться за Афганистан. А еще лучше – за аэропорт Кабула.
Причем, зацепиться не абы как. Ситуация в Афганистане нестабильная, потому технического персонала, который бы организовывал работу аэропорта – мало. Он должен быть защищен. А потому нужны военные или «гражданские» специалисты по безопасности. По сути – Турции хочется свою военную базу в Афганистане.
Но в афганскую игру вовлечено множество игроков. Говорить, что «новые афганские власти» самостоятельны, очень затруднительно, но и назвать одного их «хозяина» тоже едва ли удастся. И большой вопрос – кому из них нужна такая турецкая база. Например – совсем не факт, что она нужна нам (хотя мы-то к «хозяевам» афганских радикалов точно не относимся, но явно видно, что они к нам достаточно благосклонны).
Какие переговоры ведутся за кулисами – конечно никто не признается. Но в публичном поле последние пару недель заявления сторон становятся все интереснее. Дошло до того, что 27 августа Эрдоган в эфире турецкого ТВ заявил о переговорах в посольстве длительностью 3,5 часа и предложении Анкаре со стороны радикалов все-таки обеспечить работу аэропорта. А Турция, по его словам – думает. Произошедший накануне крупный теракт, жертвами которого стали 13 американских военных и около 200 афганцев, думаю, стали дополнительным козырем Эрдогана.
Вон у вас под носом взрывают, как это мы своих гражданских подвергнем такому риску.
А затем портал Middle East Eye сообщил, что якобы соглашение между сторонами практически заключено и противоречий нет.
Турция признает новые власти Афганистана в качестве законных, управление аэропортом будет осуществляться в консорциуме с Катаром, безопасность воздушной гавани обеспечат некие турецкие «частники» - бывшие турецкие солдаты и полицейские. Дополнительные сотрудники спецназа в штатском не будут покидать периметр аэропорта.
Еще 24 августа представитель радикалов Забиулла Муджахид заявлял, что безопасность они и сами обеспечат. И едва ли эта уверенность пошатнулась после терактов. Наоборот, они развили бурную деятельность, чуть не обмениваются сведениями с американцами (те сами об этом говорят!) и нескольких боевиков другой запрещенной в РФ организации поймали. Заодно выразив США протест по поводу ликвидации других боевиков на территории Афганистана авиаударом – нечего, мол, по нашей земле без нашего разрешения долбить.
28 августа другой их представитель - ни много, ни мало, а член комиссии по культуре (есть у них и такая!) Абдулкаххар Балки дал интервью турецкому Habertürk TV и там заявил о готовности всячески дружить с Турцией, но не в смысле размещения воинских контингентов. Братские народы, экономические связи и тому подобное.
А сегодня появились два новых интересных вброса. New York Times, ссылаясь на свои источники, анонсировала завтрашнее обсуждение Афганистана странами G7 + Турцией и Катаром. Там, возможно, тоже будут обсуждать аэропорт.
Другое же, не менее авторитетное СМИ – Reuters – ссылаясь на самих радикалов, сообщило о наличии в их рядах (или среди их сторонников) высококвалифицированных инженеров и технических специалистов. Якобы, как только США наконец покинут аэропорт – его сразу займут и работу наладят. И никакая Турция для этого не нужна.
Складывается впечатление, что Турция пытается утрясти свои планы с одной группой влияющих на радикалов «хозяев», а другая группа, устами подконтрольных ей исламистов, выражает несогласие. Очень интересно, договорятся они или нет.
К этому хочется добавить пару деталей.
Еще в октябре 2020 года появлялись интересные вбросы о возможных договоренностях Эрдогана с главой Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддином Хекматияром. О переброске афганских боевиков куда-нибудь поближе к Карабаху. Якобы, Турции не хватало там боевиков из Сирии и Ливии, потому их решили «дополнить». Потом тема заглохла, но осадочек остался.
Зато тема с обратным маршрутом – переброской протурецких боевиков из Сирии и Ливии в Афганистан – напротив, последние пару месяцев регулярно всплывает.
Не далее чем вчера журналистка Элизабет Цурков, регулярно писавшая про Сирию, напомнила о вербовке тысячи боевиков «Сирийской Национальной Армии» Турцией в середине 2021 года. Якобы, они должны были попасть в охрану кабульского аэропорта под прикрытием турецкой частной охранной фирмы SADAT.
Такие вот «частники». «Бывшие военные и полицейские».
Обращает на себя внимание еще одна деталь. Если сведения об условиях сделки верны – Турция первой, еще до Совбеза ООН, признает террористов не террористами. Да, дела с ними ведут все, но про признание пока говорят аккуратно. И вот окажется, кто пионер. Учитывая потенциальные сложности с признанием «новых афганских властей» остальным миром, если это подтвердится, можно оценить - насколько Эрдогану нужен аэропорт.
В общем, афганская игра еще далеко-далеко не сыграна. И даже сюжет с аэропортом еще может подкинуть сюрпризов.