В истории династии Капетингов средневекового периода есть несколько принцев, которые загадочным образом исчезли, покинув родину и не оставив потомства.
В серии своих статей о бастардах и младших сыновьях королей Франции я упоминал о втором сыне короля Филиппа II Августа (1165-1223), Филиппе Юрпеле –это прозвище можно перевести как Жестковолосый. Рожден был Филипп в третьем браке своего отца (его старший брат, ставший королем Людовиком VIII Львом, в первом), примерно в 1200 году и скончался в июле 1234 года. Третий брак короля с Агнессой Меранской так не был признан законным Ватиканом, римские папы Целестин III и Иннокентий III считали развод Филиппа Августа с его второй супругой Ингеборгой Датской недействительным – полагая именно последнюю настоящей королевой Франции.
Но после того как в 1201 году Агнесса Меранская умерла при родах (родившийся при этом последний сын короля Тристан, также вскоре скончался) римский папа Иннокентий III пошел на странный компромисс – он признал двух детей короля Марию и Филиппа законными детьми. Вот такой «парадокс» - жена незаконная, а ее дети законные. Впрочем, Римский папа крайне нуждался в поддержке короля Франции в борьбе с альбигойцами Лангедока, до полномасштабной атаки на которых было еще несколько лет, но в те годы Иннокентий III все еще надеялся решить дело с катарами миром, что оказалось безнадежной затеей.
Повзрослевший Филипп Юрпель Жестковолосый был верным последователем своего брата-короля. Еще от отца он получил во владение-апанаж графство Клермон (впоследствии оно таким же образом достанется первому Бурбону), а в 2018 году король женил своего сына на Матильде де Даммартен - богатой наследнице графств Даммартен, Булонь и Омаль. И вот с потомством этой аристократической пары связана одна неясность. Как во французских, так и в отечественных энциклопедиях утверждается, что в этой семье было два ребенка – дочь Жанна, впоследствии ставшая супругой знаменитого крестоносца Гоше де Шатильона, павшего в бою с мамелюками и сын Альдерик. Насчет дочери нет никаких сомнений в существовании – современники отставили о ней и ее муже достаточно воспоминаний, а вот с Альдериком одни загадки.
Все что о нем известно, это то что он внезапно отказался от титулов и уехал в Англии. Не указаны ни причины отказа от отцовского и материнского наследства, ни какие-либо сведения о его дальнейшей судьбе. Странно, но при этом называется год смерти – 1284 при рождении Альдерика в 1222-ом. Мне это показалось довольно необычным и исключительным событием – действительно странно – куда-то исчезает наследник нескольких богатых графств и при этом первый принц крови королевства на то время – единственный двоюродный брат короля. То есть при пресечении старшей линии он и должен стать королем.
В данном конкретном случае это было вряд ли возможно, так как у Людовика VIII Льва (надо сказать, важного для Франции, но очень малоизвестного короля) было слишком много сыновей, но в истории и не при таких ничтожных шансах принцы становились королями и императорами. В конце концов и наследование короны по младшим мужским линиям никто не отменял – Бурбоны ждали своего часа почти триста лет. И каким образом этот принц умудрился остаться неизвестным в самой Англии, пусть он даже туда и отбыл?
При более тщательном рассмотрении вопроса все выяснилось - не было сына у Филиппа Юрпеля и Матильды – ни Альберика, ни какого-либо еще, только одна дочь Жанна. Оказывается, этот Альдерик был просто на просто выдуман французским беллетристом XVIII века, Жаном-Франсуа Дре дю Радье, зачем – неизвестно. Из его трудов загадочный Альдерик и пошел кочевать по энциклопедиям, в том числе и в нашу доверчивую Википедию попал. А вот у летописцев, например, у Вильгельма фон Андреса, указано, что у Филиппа Юрпеля с женой был только один ребенок – дочь, да и в завещании этот принц не упоминает о сыне, что для человека такого уровня невозможно. Загадка разрешилась.
Гораздо интересней, так по-видимому и оставшаяся почти неизвестной судьба другого младшего Капетинга – Стефана Неаполитанского (1328-1380), в свою очередь младшего принца Анжу-Сицилийского дома Капетингов. Стефан был самым младшим, четвертым сыном Иоанна Дюраццо, пятого сына короля Неаполя Карла II Хромого. В юном возрасте он стал крестоносцем и отправился на Пиренеи, вступив в армию своего родственника, короля Португалии Альфонсо IV. Участвовал в битве при Саладо в 1340-ом году, по всей видимости в качестве оруженосца, так как при учете того что Стефан родился в 1328-ом году, ему было всего 12 лет.
Считается, что он женился и оставил сына Леонардо, давшего начало двум португальским дворянским родам – де Наполес и да Вейга де Наполес. Эта генеалогия оспаривается всеми историками кроме некоторых португальских, большинство считает, что Стефан не оставил потомства – основной аргумент – почему же этот Леонардо и его сыновья не вернулись в Неаполь и не заявили своих прав на корону, когда скончался последний представитель Анжуйского дома?