Профессия всегда выделяет человека. В предыдущей статье я рассказывал, как можно передать профессионализм человека в следующем:
I. Внешний вид, одежда
II. Движение, жесты, мимика
III. Привычки, поведение, мышление
IV. Речь, язык
Продолжим.
V. Традиции, обычаи, ритуалы
И об этом забывают писатели и их герои.
► Всем известна традиция наших космонавтов смотреть перед полетом «Белое солнце в пустыне» и мочиться на правое колесо автобуса, который привез экипаж на космодром. Долгое время у адвокатов была традиция не бриться перед решающей защитой. Не знаю, сохранилась ли сегодня. Артисты кино, театра показывают язык в камеру оператора, если их герой погибает в сцене. А операторы, в свою очередь, сразу не выключают камеру в этом случае. Бухгалтеры, сотрудники банков в определенные моменты говорят тихо, чтобы «не спугнуть» прибывающие деньги и т.д.
► Люди, объединенные профессией, сохраняют, соблюдают и передают традиции и ритуалы новичкам. При этом, скажем, попаданец, который теряет профессиональное окружение в новом мире, не перестанет выполнять ритуалы. Пусть не в полном объеме, но он найдет возможность соблюсти некоторые традиции.
И снова читаю книгу, где герой – врач, вынужденный уехать в жуткое захолустье. Там у него появляются ученики. И герой, сохраняя ритуалы, передает их ученикам. Вот это достоверно. Маг в фэнтези тоже не только передает знания ученику, но и традиции.
► Традиции, обычаи, ритуалы – вовсе не застывшее явление. Они изменяются со временем, на смену им приходят новые. Почему бы им не возникнуть и в художественном произведении, где герой счастливо находит свое место?
VI. Суеверия, приметы
► Они тоже возникают у представителей разных профессий. И их очень много.
Порванная перчатка, упавший на пол инструмент у врачей и медсестер, как и упавший сценарий у режиссера, артиста – ох, плохо.
Тыканье пальцем в отъезжающий автобус, уходящий в плавание корабль – плохо. Женщина на корабле – плохо, а кошка – хорошо. Хотя сейчас женщин на кораблях много, но примета не исчезла.
Капитан корабля суеверно держит руки за спиной, чтобы все прошло отлично.
Пришел новичок в пожарную команду – жди скорого пожара.
Птица пометила машину дальнобойщика перед выездом – замечательно!
Геолог наденет вещицу, которая уже побывала в экспедиции.
Профессиональному охотнику даже не придет в голову дать на время свое оружие кому-то, а профессиональный рыболов постарается не переступить через снасти и т.д.
► Общие суеверия и приметы словно усиливаются в «профессиональных рамках»: с какой ноги вставать, заправить или не заправить кровать, кто идет навстречу, фотографирование, возвращение при забывании – все это может иметь значение для людей разных профессий, усиливаться или уменьшаться.
YII. Профессиональные знания
► Совсем странно, что герой ну никак не пользуется профессиональными знаниями, подобно тому, как ими пользовался янки при дворе короля Артура. К примеру, попаданец часто учится жить в новом мире, но он же не новорожденный, у него есть и свой «багаж». Ученый в научной фантастике не может объяснить суть чего-то. А маги в фэнтези именно знаниями отличаются от волшебников, которым подчас вообще не важна природа волшебства. Эмпирические, теоретические знания – это хорошо, но именно профессиональные знания дают возможность герою совершать те или иные действия.
Читаю книгу, где героиня-попаданка – копирайтер. Редкая профессия для такого жанра. Думаю, ну сейчас автор развернется. Да, вряд ли у этой профессии есть уже устоявшиеся традиции, ритуалы, одежда, привычки и прочие приметы, но ведь зато человек умеет убеждать, синтезировать информацию, вычленять и усиливать нужные детали. Ничего подобного, никаких знаний героиня не показала.
► Есть и профессиональные тайные знания – секреты. Почему бы книжному герою ими не воспользоваться?
VIII. Профессиональные ценности, принципы
► Профессиональные ценности, принципы – не пустой звук.
«Не навреди» врача будет действовать в любом жанре. Странно, когда такой герой начинает мочить всех налево и направо без всякого, хотя бы внутреннего содрогания.
Продавец, который привык к тому, что «клиент всегда прав», будет на это ориентироваться хотя бы поначалу и в житейской ситуации, даже если эта ценность перестала работать и несет ему вред. А уж если герой попадает в какое-то профессиональное сообщество, то первым делом постарается выяснить – в чем ценности этих людей.
► Профессиональные принципы, как и жизненные, заставляют героя действовать согласно им. Они норма для героя. С чего он должен их нарушать? Однако нарушают во многих книгах.
Возьмите средний современный боевичок, мистику, фэнтези – сплошь и рядом герой пытается «примерить на себя» чужие ценности и принципы, из-за чего его приключения выглядят недостоверными, несвойственными характеру.
► Но и привнесение своих знаний, ценностей, принципов – это всегда риск для героя. Тут вспомню «Трудно быть богом» Стругацких, да и вообще их идею о любого рода прогрессорах: «Чтобы быть борцом, нужно уметь ненавидеть, а как раз этого вы не умеете».
Итак, чтобы сделать героя ярким, подчеркнуть его индивидуальные особенности, достоверность действий, не стоит забывать о профессии, которой он владеет.
Это все можно и нарушать, но сознательно, согласно задуманной цели. Знания героя до поры до времени могут скрываться.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
Другие публикации канала
КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ ПИСАТЕЛЬСКОЙ «ПРОБУКСОВКИ»
ПИСАТЕЛЬСКАЯ «ПРОБУКСОВКА» – это не творческий кризис и не потеря вдохновения. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
КАК НЕ «РАЗДУТЬ» НАЗВАНИЕ КНИГИ, НО «ЗАПИХНУТЬ» В НЕГО ВСЕ, ЧТО НАДО
литература писательство писательское мастерство как написать книгу