Внезапные вспышки гнева, разрушительную ярость, агрессию люди, как правило, списывают на плохое воспитание или переутомление. Но потребность конфликтовать может сидеть гораздо глубже, сопровождаясь периодами «черной» тоски и злобы без осознаваемой причины.
Запрос от руководителя на консультации:
У меня есть сотрудница, которая пинает принтер, швыряет телефон, кидается ручками или другой канцеляркой, если у нее что-то идет не так. Я бы пропустила мимо, если бы это было тихо, но эмоции на столько бурные, что она пугает других, особенно новеньких. Как мне быть?
Самый простой совет: отправьте своего сотрудника к психологу компании. Но! Хороший руководитель и лидер должен понимать откуда берется такое состояние. А психолога в компании может и не быть.
Повышенная эмоциональность или эмоциональная возбудимость не является патологией, но способна усложнить жизнь человеку, влияя на личную, социальную и профессиональную сферы жизни.
Причиной нарушения поведения могут быть:
- · Врожденные дефекты нервной системы, полученные в период гестации и в родах. Нельзя исключать влияние наследственности.
- · Приобретенные черты характера, обострившиеся в неблагоприятной психологической среде (конфликты в семье, вседозволенность, неправильное воспитание).
- Спровоцировать развитие взрывного поведения может как пренебрежение к ребенку, его личному пространству, интересам, так и чрезмерное обожание, потакание прихотям, отсутствие четкой системы поощрений и наказаний. Пограничное состояние чаще встречается у людей с ярким темпераментом, упрямых и грубых. Психика этих людей отличается прекрасной приспосабливаемостью, поэтому изменение социально-бытовых условий способно замедлить формирование психопатии и сгладить уже имеющиеся проявления.
Центральным звеном клинической картины являются внезапные вспышки гнева, не связанные с происходящими событиями. «Приглашением к конфликту» может послужить любая мелочь: неправильно сервированное блюдо, плохая оценка, незначительное происшествие (толкнули, наступили на ногу), спор внутри рабочего коллектива.
Кроме конфликтности проявляются еще черты:
- требовательность,
- подозрительность,
- придирчивость,
- эгоизм,
- неспособность к эмпатии.
Если картина постоянна, то стоит обратить внимание на другие привычки и особенности поведения сотрудника.
Чаще всего встречается такой тип сотрудников:
вспыльчиво реагирует на изменения;
может угрожать увольнением;
плохо переносит замечания в его сторону и может нагрубить.
Если вспыльчивость переходит в ярко-выраженную агрессию, а дополнительно к этому присоединяется частота ее повторения, психолог компании говорит, что своими силами вам не справится, то сообщайте сотруднику, что ему нужно проработать эту проблему.
Фразы:
- Будь спокойнее
- Не пугай коллег
- Не психуй
Использовать бессмысленно.
Если у вас есть возможность, то дайте сотруднику отпуск с оговоркой на то, что после отпуска подобного в стенах офиса не должно повторяться.
При отсутствии таких полномочий нужно поставить сотрудника перед фактом. Он или приводит в норму свое поведение или с ним придется попрощаться.
Не стоит уповать на то, что:
Ох, она такой хороший сотрудник, пусть работает, а принтер переживет очередной пинок.
Смею вас огорчить, но рано или поздно сотрудник может так поступить с руководителем, а еще хуже, с клиентом.
Отсутствие эмоционального интеллекта и управления собой - серьезный показатель низкой компетенции.
К этой теме мы еще вернемся.
До встречи в новом материале.
С Уважением, Ирина. Тренер NLS.