Настройка сцены на процессорных автомобильных системах - это особый вид темной магии, недоступный простым смертным. Частенько складывается именно такое впечатление после разговора как с некоторыми "гуру", так и с любителями, которые попытались своими силами свести двух/трехполоску у себя в машине:)
- В кратце, о чем идет речь: в автомобиле водитель сидит несимметрично относительно динамиков акустической системы, смещен влево. Звук от динамиков приходит к слушателю с разными задержками, и на это нельзя просто закрыть глаза, если вы хотите слушать качественный звук у себя в машине. Один из способов решить эту проблему - применение цифровых процессоров, которые могут задержать сигнал, подаваемый на конкретный динамик. На настроенной процессорной системы сигналы к слушателю от всех динамиков приходят одновременно. Настроить такую систему - тот еще вызов:)
Как правило, настраиваются подобные вещи на слух опытными мастерами. Без опыта можно убить множество вечеров, сидя в машине и тыкая разные кнопки:) И далеко не факт, что получится то, что нужно.
Мне же всегда хотелось найти инструментальный способ, четкий алгоритм. Выполняя действия по инструкции, получить приемлемый результат, который потом можно немножечко подстроить на слух - и готово!
Собственно, этим и начал заниматься. Сегодня про сведение пищалок.
С ними есть определенные особенности, которые связаны с длиной волны, которые испускают высокочастотные динамики. Если с мидами задача - хорошо свести фазу левого и правого динамика, то с твитерами все чуточку сложнее - там мало просто попасть в фазу, нужно свести динамики в одном и том же периоде колебаний. Разница расстояний от головы слушателя до динамиков больше, чем длина волны, с которыми работают эти динамики. Поэтому, сводить эти динамики, пытаясь выловить правильную фазу - чревато ошибками)
Стратегия следующая - записать микрофоном импульс (полуволну с частотой порядка 15кГц и максимальной амплитудой). Импульс воспроизводится обоими пищалками, и по отдельности левой и правой. Микрофон должен быть установлен на месте головы водителя.
Суммарный импульс начинается практически так же, как и сигнал от только левой пищалки. Это логично, левый динамик ближе к водителю, сигнал от него приходит первым. И отчетливо виден второй импульс, это второй штрих вниз. Остается в программе посмотреть, на каком расстоянии находятся эти два импульса, и внести эти данные в процессор.
Узнаем:
Внес задержку в 1мс и получил следующую картину:
Видно, что самое начало суммарного пика похоже на правый динамик, то есть он теперь вылез вперед. Но совсем не на много, потому что сразу после пика сумма не похожа ни на один из отдельных импульсов.
Если быть совсем точным, нужна задержка 0,958мс. Минимальный шаг подопытного процессора 0,1. Жаль, хотелось бы более точной подстройки, хотя бы 5 соток:)
Но и так должно быть гораздо лучше, чем совсем без него.
Метод сырой и толком не опробованный. На слух вроде получилось не плохо. Осталось свести между собой миды и каждый борт в отдельности, посмотрим, удастся ли сделать это микрофоном)
Что думаете, есть ли в этом смысл?
Вторая часть о побортной сшивке тут.