Найти тему
Aella

Цикл о Марии-Антуанетте: фильм "Мария-Антуанетта: подлинная история"

Фильм, где все по-серьезному. И от этого он местами скучноват, если смотреть уже после "Марии-Антуанетты" Копполы или "Прощай, моя королева" (которые, скорее, развлекают красивым зрелищем, чем действительно расширяют кругозор). Так что начинать стоит именно с него для понимания основной канвы событий.

Сам по себе формат "Подлинной истории" подразумевает, что фильм ближе к документальному кино. Закадровый голос, озвучивающий все происходящее без выраженных эмоций - голос рассказчика, а не героя. Минимум режиссерской фантазии, максимум фактов.

И заметно же, что даже картинка здесь не такая яркая-новенькая-современная, как в предыдущих фильмах?

Королева выглядит напудренной и нарумяненной, словно со старинного портрета, а не с явно современным макияжем, предполагающим современные же средства для него. Ткани - не как только из химчистки. Поэтому как исторический фильм "Подлинная история", несомненно, лучше того, что было раньше. В ней описываются и такие события из жизни Марии-Антуанетты, которым не было уделено внимания в том же фильме Копполы. Не говоря уже о "Прощай, моя королева", где формат изначально совсем другой.

Что же это за события? Примером может быть знаменитое "дело об ожерелье" или суд над Марией-Антуанеттой. Именно посредством подобных моментов королева раскрывается, как трагическая фигура в истории, а не как современная легкомысленная девчонка или несчастная женщина, основной заботой которой является милая подруга.

Если говорить о подруге, то в "Подлинной истории" герцогиня Полиньяк играет сравнительно маленькую роль, показываясь в кадре буквально на пару минут. И у этого есть смысл - мир "Подлинной истории" большой, вмещающий всю жизнь Марии-Антуанетты, и в масштабе этой жизни Полиньяк имеет не такое уж огромное значение. Да, один из факторов, влияющих на судьбу королевы, но только один и не самый важный. Было много других, и "Подлинная история" показывает, как много.

Если и есть конкретный момент, на котором этот фильм акцентирует внимание, то это никак не отношения с подругой-фавориткой, не узкий женский мирок, не платья-косметика-пирожные. Это конец жизни Марии-Антуанетты. Волосы, которые ей остригают, камера, в которой она находится. Именно с этих кадров начинается фильм.

И логическим их продолжением он заканчивается.

(Это тоже нечто новое - такой "закольцованный" сюжет).

И тут уже не хочется смеяться. Это не фильм-комедия, это фильм-драма, причем не только личная драма Марии-Антуанетты, но и драма страны, королевой которой она была. В этом смысле "Подлинная история" напоминает мне "Князя Дракулу" - тоже близкий к истине рассказ о правителе, хотя и о совсем другом. В отличие от князя, Мария-Антуанетта была политической фигурой, но не политиком.

Говоря словами из фильма - "она была залогом мира между двумя странами, прелестным залогом". Женщиной-законодательницей мод. Женщиной, которой подражали. Женщиной, которую какое-то время обожали - изначально народ Франции любил свою королеву.

И вместе с тем - женщиной, не имеющей реального влияния. Даже не потому, что она не могла.

Она не хотела.

И в этом - с моей точки зрения - истинная трагедия Марии-Антуанетты. Бесспорно, было в её жизни много других личных трагедий, начиная от отношений с мужем и заканчивая возрастом, в котором её привезли в Версаль. Совсем юная, почти ребенок, еще желающая играть, веселиться - и оказалась в клетке из строгих правил этикета. Это момент, который сам по себе может вызвать слезы у современного человека.

(Другая историческая фигура с подобным конфликтом между своими желаниями и давлением социума - Елизавета Баварская, знаменитая Сисси, о которой пока в моих постах упоминалось только вскользь).

Есть трагедия и чисто женская - пренебрежение мужа на протяжении долгих лет. Особенно если понимать, как важно королю и королеве было оставить потомство, как Марии-Антуанетте постоянно напоминали об этом. И как она долгое время оказывалась бессильна что-либо изменить - ведь дело-то было не в ней, а в самом короле.

Но трагедия нежелания править, учиться править у Марии-Антуанетты, в сложившейся ситуации - трагедия государственная. Хотя действительно по-человечески это желание очень понятно.

И выводы по фильму будут простыми: его стоит смотреть. Не ради развлечения, а из интереса к этой личности в контексте истории и действительно полной картины её жизни.

Нравится ли вам Мария-Антуанетта?

#история #история франции #кино #исторические фильмы #королевы #правители #фильмы #женщины в истории #мария-антуанетта #женщины в кино