Фильм, главная героиня которого - ни разу не Мария-Антуанетта. Но об этом часто забывается. Во всяком случае, самый популярный кадр фильма - вовсе даже не то, что я тут поставила, а обнимашки Марии-Антуанетты со своей фавориткой.
И да. В отличие от предыдущего фильма, королева здесь выглядит королевой, а фаворитка фавориткой пусть даже и любимой откровенно безрассудно. В чем разница? В манерах, да. В поведении. В использовании своей власти. То, что позволяется Габриэле де Полиньяк, не позволяется больше никому.
(Да и ей бы, по-хорошему, не стоило).
Речь в фильме о женской, хм, дружеской паре? Неет. Речь в фильме о треугольнике. И все происходящее мы видим глазами той самой главной героини, питающей симпатию-уважение-привязанность про остальное промолчим к Марии-Антуанетте. В то время, как Марии-Антуанетте на неё по большей части пофиг, она занята своей Габриэлой.
Но времени страдать у героини особенно нет, потому что намечается революция, начинается всеобщая паника и надо бы думать о том, как вообще уцелеть. Надо бы. Но... да, она редко об этом задумывается.
Куда чаще она вышивает цветы для королевы, читает книжки для королевы, бегает за Габриэлой для королевы, одевается Габриэлой для королевы я серьезно и далее по тексту. Порой складывается впечатление, что для королевы наша героиня Сидони сделает примерно все. Но с единственной оговоркой. Чтобы её видеть, да.
И да, в фильме это примерно так и звучит - не хочу быть вышивальщицей для королевы, хочу быть чтицей, чтобы её видеть, пусть даже Марии-Антуанетте наряды интереснее книг.
(Кстати, вполне исторический факт - читать эта королева действительно не особенно любила).
Но. Если в исполнении Кирстен Данст большую часть фильма мы видим в роли королевы добрую, дружелюбную, но все же легкомысленную и пустоватую девочку-девушку разве что в последних сценах она немного взрослеет, но там как бы по сюжету положено, то в исполнении Дианы Крюгер образ уже совсем другой. Несмотря на демонстрируемую любовь к нарядам, пустоватой и легкомысленной эту королеву уже вряд ли назовешь. Скорее несчастной.
Собственно да, это первое слово, которое напрашивается. А еще - напуганной (и революцией, и поведением своей фаворитки, которая начала отдаляться от неё), И при всем этом Мария-Антуанетта все еще демонстрирует сочетание поверхностной сердечности, хороших манер и умения подбирать слова.
(Если в фильме с Кирстен Данст обыгрывают известную фразу про пирожные и можно представить, что она могла такое ляпнуть сказать, то здесь не верится, здешняя королева даже с обожаемой Полиньяк выражается тепло, красиво и в основном двусмысленно).
Собственно, да. Это очень королева, аристократка. Даже внешне сам фильм напоминает о аристократическом благородстве чего вот тут мне как-то совсем не хватило.
И это очень интересно - наблюдать за внутренней слабостью под внешней силой, причем с пониманием, что именно это и хотели показать. Мир фильма почти исключительно женский, причем среди его героинь нет никого ладно, почти с какой-то особенной силой воли, духа или характера. Нет однозначно положительных персонажей. Женщины-цветы, которые следуют своим эмоциям и привязанностям, как цветы гнутся под ветром.
И очень явно прослеживается поиск опоры как основа этих самых привязанностей. Причем эту самую опору можно условно разграничить на два подвида - волевую и морально-этическую. Волевую опору ищет напуганная и изначально слабохарактерная во всяком случае, создается такое впечатление Мария-Антуанетта в Полиньяк. Морально-этическую опору ищет в Марии-Антуанетте Сидони, которая лучше разбирается в книгах, чем в людях (и вообще изначально что-то вроде "серой мышки" и "книжного червя" на фоне других девушек её положения).
(Вспоминая соционику, прямо треугольник: Робеспьер/Бальзак + Есенин/Гамлет + непонятно, кто трудности с типированием здешней Полиньяк, ага).
А что Полиньяк? Вспоминая в целом историю их отношений с Марией-Антуанеттой, в том числе моменты, в фильме не показанные, она искала опору финансово-политическую. И получала, да. Но в "Прощай, моя королева" продолжать получать такую опору уже представляется не очень-то возможным, у самой Марии-Антуанетты дела идут неважно, поэтому прохлада в поведении и отношении Габриэлы закономерна.
(Кстати, что-то не припомню киноверсии, где она бы любила королеву искренне и на этом был бы акцент, обычно образ Полиньяк либо довольно бледный, либо относится она к Марии-Антуанетте потребительски).
И, если искать в этом фильме героиню с сильной волей и характером, то Полиньяк ближе всех. Её решение принять снотворное и выспаться в контексте всеобщей нарастающей паники, скорее, разумно - "отдохну, наберусь сил и на свежую голову решу, что делать дальше". Она не ищет моральной или волевой опоры на других а вот Мария-Антуанетта на неё да.
И когда Полиньяк, все-таки выспавшись, приходит, она уже берет ситуацию во всяком случае, королеву под контроль. См. тот самый известный кадр. И когда Мария-Антуанетта говорит Полиньяк "Какой цветущей вы выглядели", важно понимать - она-то, в отличие от многих и самой королевы тоже, выспалась.
(Да-да, минутка занудства про важность сна, медицинское образование в карман не засунешь диплом не влезет).
Выводы?
Если хочешь получать комплименты от королевы и вообще быть её фавориткой - высыпайся.
Шучу.
А, если серьезно - поиск волевой опоры извне губит даже королев. Точнее, их особенно потому что есть возможность потратить на эту самую опору кучу государственных денег.
Ваша Аэлла, которая при проверке этого поста постоянно залипает на кадр с золотой-Марией-Антуанеттой-в-золотой-комнате.
#кино #история #женщины в истории #женская дружба #фильм #исторический фильм #франция #18 век #фаворитка #королева