Считается, что игральные карты существовали в Китае в XII в. или даже раньше. Они попали в Европу из Китая в XIII в. и быстро распространились по всему цивилизованному миру. Совершенно определенно китайские игральные карты, дошедшие до наших дней, происходят от китайских бумажных денег, имеющих рисованные обозначения своего достоинства. Эти рисунки несут обозначение масти китайской карточной колоды и, повторенные в Европе по незнанию их истинного значения, послужили источником появления масти денариев, треф, мечей и кубков изначальных европейских карточных игр. Корни всех карточных игр прослеживаются в более или менее примитивных условиях и выросли из этих условий настолько, что теперь уже не назовешь ни одного человека в качестве их изобретателя».
Современные европейские игральные карты получили распространение в Монголии только в XVIII веке и почему-то бытует мнение, что монголы, обожающие разного рода настольные игры, быстро пристрастились именно в этот период к новому увлечению. Однако, это не совсем так, потому как известно, что к XIII веку великие монгольские вожди Чингисхан и его внучатый племянник Хубилай включили Китай в границы своей империи и именно благодаря этому игральные карты и попали в XIII-XIV веках в Персию, а, может быть, также и в Индию. Связь между этими регионами можно проследить по распространенной там карточной игре, которую в Индии называют ганджифа, в Персии — ганджифе, а в арабских странах и Египте — канджифах.
Среди уйгуров и монголов до начала XX века имела популярность оригинальная карточная игра «муушиг», колода карт для нее рисовалась от руки и называлась «уйчур». Эта игра не имела ничего общего с европейскими картами, и, судя по всему, была наследницей древних китайских игр.
В ней было 130 карт, на которых изображались животные, начиная с птиц и кончая львами. К примеру, в колоде присутствовало 64 вида птиц, от воробья до божественной птицы Гаруды, 32 вида зайцев, 16 видов оленей и так далее.
Каждый художник не придерживался каких-либо строгих правил, и в каждую картинку вкладывал своё собственное решение темы, поэтому каждый лист являлся авторским произведением. Также на картах нередко изображались владыки земли и небес, добрые и злые духи в образах людей разных сословий. Масти тоже отличались от европейских. Карты имели как прямоугольный, так и квадратный, и круглый вид.
Ныне собрание колод хранится в Музее изобразительных искусств в Улан-Баторе.
В Интернете можно встретить разные колоды монгольских карт, называемые «хозор» или «хузэр». Есть с изображениями великих монгольских ханов, их жен, полководцев, со сценками из степной жизни. Имеются карты и с довольно фривольными картинками.
Рисунки на картах каждой колоды выполнялись исключительно вручную. Монгольские игральные карты отличались от европейских, кроме обычных мастей полумесяца, наконечника, креста, бубна, треф, червей, в них очень своеобразно изображались тузы, короли, дамы, валеты. И сейчас также старые карты можно обнаружить в сопредельных районах Монголии.
Рисуя их художники не придерживались каких-либо шаблонов, образцов, поэтому каждая карточка содержала свободную тематику и смысл. Художник был очевидцем изображаемой жизни. Своих персонажей он знал в лицо. Симпатизировал одним, пародировал и высмеивал других и делал это в высшей степени метко и находчиво. Работы представляли собой род самого массового, популярного, доступного искусства. Картинки эти очень просты по цвету, композиции, рисунку и другим изобразительно-выразительным средствам. Главный объект изображения помещен в центре или на видном месте, показан крупно, без лишнего многословия. Зато не упущено без внимания все самое необходимое, обязательное, что служит раскрытию образа, главной идеи. Картинки полны настоящей художественной силы, непосредственности чувств, столь недостающей классической живописи и аппликациям.
Видео в тему: