Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Афферентная моторная афазия.

Области поражения, признаки, прогноз

Афферентная моторная афазия- это расстройство речи, которое происходит в результате повреждения центрального речедвигательного аппарата. Возникает при поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины. Нарушение устанавливается посредством логопедического тестирования, неврологического обследования и МРТ головного мозга. Для преодоления последствий проводится медикаментозное лечение основного заболевания нейрометаболитами и сосудистыми фармпрепаратами. Далее следует логопедическая коррекция.

Экспрессивная речь является результатом согласованной работы всех органов артикуляционного аппарата: губ, языка, глотки, гортани, лицевой мускулатуры. Речь – это результат непрерывной афферентации (информирования) соответствующих отделов коры о расположении каждого из указанных речевых органов. Это нарушение речи, обусловленное нарушением процессов афферентации, названо «афферентной афазией». Термин ввёл в 1969 году советский профессор А.Р.Лурия, исследовавший различные виды афазии. По статистике заболевание наиболее распространено среди пациентов среднего и пожилого возраста. У молодых людей и детей это заболевание встречается редко.

Патология возникает при органическом поражении теменной доли в области нижних отделов постцентральной извилины. Патологические изменения могут иметь различный характер, но среди всех причин можно выделить несколько. Среди них:

1. Инсульты. Они являются наиболее частой причиной афазии. При фокальном поражении нижнетеменных отделов левой постцентральной извилины наблюдается афферентная моторная афазия. При ишемическом инсульте гибель нейронов наступает в результате нарушения кровоснабжения из-за тромбов или спазмов церебральной артерии. При геморрагическом инсульте ткани сдавливаются кровью.

2. Черепно-мозговые травмы. Любая травма теменной доли оказывает повреждающее воздействие на нейроны, воспринимающие информацию от органов артикуляции. Внутримозговая гематома, посттравматический отёк сдавливают нейроны, результатом чего становится афферентная моторная афазия.

3. Опухоли мозга. Доброкачественные новообразования теменной доли оказывают повреждающее воздействие из-за сдавливания прилежащих тканей. Злокачественные опухоли, прорастая, разрушают нейроны. Чем больше опухоль, что сложнее речевые нарушения.

4. Нейродегенеративные процессы, такие как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика приводят к атрофии участков коры головного мозга. В прогрессии этот процесс приводит к разрешению афферентных связей. К такому же результату может привести очаг эпилепсии с локализацией в теменной области.

5. Инфекции. Различные инфекции, поражающие головной мозг, приводят к отёку. В результате расстраивается микроциркуляция крови и наступают изменения в нейронах. Нарушения межнейронных взаимодействий приводит к речевому расстройству.

У здорового человека речь осуществляется посредством взаимодействия отделов пост- и прецентральной коры, в которых представлены артикуляционные органы. Эфферентные импульсы, которые регулируют мышечные сокращения в момент речевых действий, производятся нейронами прецентральной извилины с учётом информации от нейронов постцентральной извилины. К последним поступает афферентная импульсация от мышц и связок, которые участвуют в процессе звукообразования. Это обуславливает органические изменения и дисфункцию постцентральной области. В результате нарушается механизм восприятия афферентации, связи с преентральной извилиной. Прецентральные отделы не получают достаточной информации и не могут нормально контролировать речевые процессы. В результате наступает речевая апраксия – утрата двигательного артикуляционного навыка. Результатом может стать полное отсутствие какой бы то ни было речи. Кинестетическая основа речи – это выполнение группы определённых движений. Она играет большую роль в понимании услышанного. При нарушении этой системы возникает вторичное расстройство фонематического слуха.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух формах, отличающихся по своим проявлениям:

· Первый вариант выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. При грубых расстройствах ситуативная речевая продукция полностью отсутствует. Наблюдается апраксия артикуляционных органов. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к звуковым заменам. Пристальное наблюдения за артикуляцией логопеда приводит только к нахождению нужного органа для произнесения звука. Это порождает смешение звуков: м-п-б, н-д-т, о-у и т.п. На более поздних этапах, например, слово «халат» может произноситься как «ханат».

· Второй вариант– так называемая «проводниковая афазия». Встречается чаще при поражении левостороннего теменного полушария. При этой патологии сохраняются клишеобразные ситуативные высказывания, но произвольные виды речи существенно нарушаются.

Артикуляционная апраксия, характерная для афферентной моторной афазии, приводит к неспособности произносить отдельные звуки. Больной делает попытку, но в результате получает беспорядочные движения артикуляционных органов. В лучшем случае производит звуковые замены. Даже когда речевая функция начинает восстанавливаться, звуковые подмены сохраняются длительное время. Закрытые слоги наиболее сложны для произношения таких больных, поэтому они их дробят и снабжают дополнительными несуществующими гласными. Так, например, слово «шапка» произносится как «шапака». Затруднения в общении стимулируют людей использовать в речи речевые эболы – короткие слова или даже отдельные слоги с яркой эмоциональной окраской.

Сразу после перенесённого заболевания афферентная моторная афазия может сопровождаться непониманием услышанной речи. Это состояние может длиться несколько дней. Далее могут остаться трудности в распознавании отдельных фонем, которые произносятся схожим способом, типа б-п-м. Наряду с речевыми нарушениями нарушается пространственное восприятие. Пациенты не в состоянии расположить три предмета в заданном порядке. Они не ориентируются в географической карте. Степень выраженности дислексии и дисграфии зависит от тяжести афазии. Артикуляционные сложности проявляются на письме. Человек допускает множество ошибок, так как не может правильно произнести звук. Встречаются случаи, когда афферентная моторная афазия не затрагивает письмо. Тогда письменная речь остаётся единственным способом коммуникации. Восстановление письма тесно связано с восстановлением речи. Чтение с проговариванием слух, обычно, восстанавливается быстрее. Проводниковая афазия может протекать с сохранностью автоматической устной речи. Такие больные способны общаться, но, выражая свои мысли, используют часто употребляемые фразы и слова, например; «не может быть», «да», «хорошо», «обязательно». При этом они не в состоянии составить предложение самостоятельно или рассказать о прошлом опыте. Для письма типичными являются зеркальные написания; «онко» вместо «окно».

Больные способны оценить свои речевые дефекты и относятся к ним критично. Эмоциональная сфера у них сохраняется. Из-за этого развивается ранняя депрессия. Из-за того, что поражение затрагивает моторные поля коры головного мозга, возникает выраженнйе двигательный дефицит, и как следствие, невозможность самообслуживания, что существенно усугубляет психологический дискомфорт. Для компенсации депрессивных состояний необходима работа психолога.

Диагностика проводится по нескольким направлениям. В ней принимают участие специалисты в области логопедии и неврологии. Диагностика направлена на определение вида речевого расстройства, природы и объёма поражений мозга. Основными направлениями диагностики являются:

1. Консультация логопеда. Обследование выявляет снижение объёма речевой продукции или её полного отсутствия. Выявляется симптом «поиска позы» - ситуации, когда пациент подбирает определённое положение губ для произнесения того или иного звука. Определяется расстройство фонематического слуха, дисграфия, дислексия.

2. Консультация невролога. Этот специалист проводит исследования на предмет артикуляционной апраксии (двигательного расстройства, препятствующего правильному произношению звуков). Невролог определяет правосторонний спастический гемипарез – мышечную слабость правой стороны тела и гемигипестезию – потерю чувствительности. Если при этом отсутствуют психические отклонения, то это говорит о поражении левой теменной области.

3. МРТ головного мозга. Диагностика необходима для уточнения морфологической структуры заболевания. С помощью МРТ диагностируются объёмные образования, в том числе и абсцессы, гематомы, аневризмы, а также зоны, заполненные кровью при кровоизлиянии, ишемии, атрофии, опухоли и воспаления.

4. Люмбальная пункция. При этой диагностики исследуется церебральная жидкость. Анализ проводится при подозрении на инфекционную природу заболевания и позволяет выявить возбудителя. С его помощью можно получить информацию о наличии опухолевых клеток и следов крови.

Афферентную моторную афазию нужно отличать от других речевых нарушений. От аккустико-гностической афазии афферентная отличается затруднениями при артикуляции.

Афферентная моторная афазия – это только следствие определённых поражений головного мозга. В лечении главная задача – устранить причины данного состояния. Поэтому и лечение зависит от точного диагноза. Инфекционно-воспалительные процессы останавливаются антибактериальными, противовирусными, антимикотическими препаратами. Их подбирает врач на основании диагностических исследований. При инсультах проводятся различные виды сосудистой терапии, которые назначает невролог. Если установлено наличие опухолей, гематом или травм потребуется консультация нейрохирурга. Коррекция афферентной моторной афазии начинается в раннем восстановительном периоде и включает два направления:

1. Логопедические занятия. Занятия начинаются с артикуляционной гимнастики и наряду с этим включают дыхательные упражнения и гимнастику для мускулатуры лица. Далее используются все виды растормаживающих речь упражнений: сопряжённое и отражённое произнесение автоматизированных рядов, проговаривание фраз с жёстким контекстом, повторение стихов. Преподаватель во время занятия располагается напротив больного и утрированно проговаривает звуки, показывая постановку артикуляционных органов. При необходимости объясняет свои действия в устной форме.

2. Медикаментозное лечение. Назначаемые препараты должны способствовать улучшению кровоснабжения и метаболизма нейронов поражённой области, что способствует более быстрому и полному восстановлению. В комплексную терапию входят нейтопротекторные, ноотропные, вазоактивные и нейрометаболические препараты.

3. Работа с психологом. Эта работа направлена на преодоление депрессивных состояний, на мотивацию к восстановлению.

При успешном лечении основного заболевания и правильной коррекции прогноз благоприятный. Одновременно с восстановлением речи восстанавливаются навыки письма и чтения. У некоторых пациентов могут сохраниться артикуляционные призвуки, создающие эффект лёгкого акцента. Среди мер профилактики основную роль играют своевременное лечение заболеваний головного мозга, профилактика травматизма и инфекционных заболеваний.

Видео урок можно посмотреть по ссылке:https://dzen.ru/suite/74374c9d-ab34-401d-beaf-1257689d30d5

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.