Опять на глаза попалась заметка с известной байкой Дмитрия Харатьяна о «неудаче» Милы Йовович на съемках фильма Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода…»
Речь о том, что Леонид Гайдай решил привлечь для своего фильма на главную женскую роль американскую актрису - по словам Харатьяна, встретился с начала с Келли МакГрилл, «посыпался», немедленно ее утвердил, небывало впечатленный (чем?!), а со второй кандидаткой, «тоже начинающей, молодой актрисой» (запомним эти слова), коей оказалось Мила Йовович, даже встречаться не захотел, отшутившись – «Двух Иовичей на съемках будет много».
Этот довольно наивный рассказ гуляет по нашему интернету довольно давно, причем, публикуется он всегда довольно бездумно и, что забавно, читателями воспринимается с интересом – без критики. Полагаю, все основания выдумать эту историю, для Дмитрия Харатьяна заключались в случайном созвучии отчества режиссера и фамилии актрисы. При другом раскладе зиждиться этой байке просто не на чем.
Сам Гайдай записей и прямых интервью по данному эпизоду не оставил, самое смешное, что неоднократно посещавшая России и говорящая на русском Йовович тоже никогда об этом не рассказывала и, исходя из этого, остается поверить на слово Дмитрию Харатьяну. Но верится с трудом по целому ряду причин.
Кстати, параллельно с этой историей Харатьян поведал еще об одном отказе – дескать, сам Дональд Трамп просил дать ему маленькую роль (помещения для съемок в казино принадлежали именно ему), но Гайдай отказал с удивительной формулировкой – «Гайдай ему отказал, сообщив, что это будет странно выглядеть, если вместе с такими маститыми актерами как Куравлев, Джигарханян, Харатьян будет сниматься непонятно кто, - рассказал Харатьян».
Вообще, отказ выглядит странным, так как, во-первых, просто некрасиво отказывать человеку, предоставившему свои помещения, во-вторых, что значит «непонятно кто»? Гайдай уже взял даже на главную роль именно что «непонятно кого» - Келли МакГрилл (она, видите ли, достойна сниматься с отечественными мэтрами), почему бы не взять на эпизодическую роль или что еще проще – камео, известного бизнесмена? Так что логика у Дмитрия Харатьяна, мягко скажем, в этом вопросе хромает. Хотя надо сказать, что про Трампа досужие журналисты могли и сами добавить, так что Харатьян, может быть, и не повинен в этой вставке.
Но вернемся к выдумке с Милой Йовович и поразмышляем над тем почему она до сих пор в неведении о том, что некогда провалила кастинг и не снялась в столь "замечательном" фильме. Эта последняя работа Гайдая, как, впрочем, и роль Харатьяна воспринимается нашими зрителями весьма неоднозначно.
Очень уж хотелось Леониду Гайдаю видеть американскую актрису – ну, что же, низкопоклонничества пред страной эльфов в те годы мало кому удалось избежать. Но взять на роль нормальную американскую актрису (даже начинающую и засветившуюся только в каком-нибудь сериале), было практически невыполнимой задачей. Причина проста как три копейки, и в копейках-то и заключается.
Начнем с того, что сама Йовович на тот период уже известная топ-модель и уже играла главную роль, правда, в фильме, который с треском провалился - «Возвращение в Голубую Лагуну». Ее предполагаемый гонорар за главную женскую роль, наверное, должен был быть сопоставим со всем бюджетом на зарплату в нашем фильме, на что отечественное руководство пойти просто не могло.
Неизвестно (во всяком случае трудновато найти информацию) сколько получила Мила за свою провальную «Лагуну», но известно сколько сам Харатьян получил за предыдущий фильм «Частный детектив или Операция Кооперация» - что-то около 4 с половиной тысяч рублей за съемки. С учетом оклада за весь период съемок – деньги для СССР хорошие, люди у нас при таких зарплатах жили вполне прилично, к слову, некоторые рабочие и специалисты в месяц получали и больше актеров, того же Харатьяна.
Но с эквивалентом этой суммы в долларах США, в самих США, с учетом американских цен на услуги, товары и жилье, Харатьян бы кочевал между мостом и ржавым трейлером в поле. У нас и по сей день: 4 тысячи долларов в России и абсолютно та же сумма в США - разные вещи и имеют разную покупательную способность.
На такую сумму нельзя было нанять не то что Йовович, а и начинающую актрису-студентку совсем без звездных замашек – ей было бы просто не на что жить, весь съемочный период был бы потерянным временем. Еще один пример – приходилось читать, что в 1979-ом, тогда еще неизвестный Мел Гибсон, получил за роль в «Безумном Максе» примерно 50 тысяч австралийских долларов, формула – «их зарплаты да на наши цены» и тогда была актуальна, по меркам СССР много, а по меркам Австралии и США весьма скромно.
Так что Келли МакГрилл оказалась ценной находкой, что с того что у нее нет актерского мастерства, зато у нее есть богатый жених, да и сама она, возможно, происходила из обеспеченной семьи и не нуждалась в банальном содержании себя самостоятельно. Для нее это была не работа с целью заработка, а просто приключение. И судя по тому, что она с тех пор не подает о себе знать (надеюсь, что Келли жива и здравствует), этим приключением МакГрилл отнюдь не гордится.
Увы, не оценила, американочка оказанной ей чести, по-видимому, оказался для нее этот эпизод совершенно проходным в биографии. А сколько было стараний и пафоса… Не лучше ли было дать роль какой-нибудь молодой советской актрисе? Которая еще бы и играть умела? Глядишь бы, может и фильм бы на себе тянула. Пишут, что у Малахова в «Пусть говорят» она выступала года три назад (сам не смотрел, разумеется), прямое включение из ее дома в США организовывали, но верить Малахову и его «включениям» … С него станется и кого-то похожего найти.
Ну и наконец, есть и вопрос возраста. Рассказывая об этом «случае» Дмитрий Вадимович почему-то не учел, что Миле Йовович на август 1991-го было всего-то 15 с половиной лет, так что идея привлекать несовершеннолетнюю для роли, где имеются романтические сцены с 30-тилетним мужиком, сама по себе сомнительная. Вывод – Харатьян просто не знал о том сколько Йовович лет.
Так что за Милу Йовович можно быть спокойным – никаких шансов стать партнершей самого Дмитрия Харатьяна, 30 лет назад у нее не было и быть не могло. Впрочем, об этом она никогда не узнает, а если и прочитает случайно, то будет долго смеяться. Зачем Дмитрий Харатьян это вообще выдумал?