Вчера стартовали XVI Паралимпийские летние игры в Токио. Инклюзия в современном мире – это всё, и я в этой связи вспоминаю одну красивую и одновременно очень грустную историю. Ровно 9 лет лет назад, в августе 2012, в Лондоне на церемонии открытия Паралимпийских игр центром театрализованного представления стала огромная надувная скульптура беременной женщины без рук и с короткими ногами – повторение в новом материале изначально мраморной работы британского художника Марка Куинна "Элисон Лаппер (на 8 месяце)" – моделью ему послужила его подруга, художница с инвалидностью. Новая работа получила название "Дыхание".
Мраморный оригинал был создан художником в 2000 году в рамках серии The Complete Marbles ("Завершенные мраморы"). Идея увековечить в мраморе людей с отсутствующими или деформированными конечностями пришла художнику во время посещения классических музеев, где полным-полно обрубков античных статуй и никого они не смущают (более того, та же Венера Милосская едва ли показалась бы нам столь же идеальной, обрети она руки). В 2005 году Куинн создал увеличенную версию этой же работы (тоже в мраморе), и она была воздружена на Четвёртый постамент на Трафальгарской площади, где и простояла два года. Так Элисон Лаппер составила компанию государственным деятелям Великобритании. Вот как сам Марк Куин говорил об этом: «Мрамор – это материал, используемый для увековечения памяти героев, и эти люди кажутся мне героями нового типа – людьми, которые вместо того, чтобы покорить внешний мир, покорили свой собственный внутренний мир и продолжили жить полноценной жизнью. Для меня они прославляют разнообразие человечества. Большинство памятников посвящены прошлым событиям; поскольку Элисон беременна, это скульптура о будущих возможностях человечества».
Благодаря Марку Куинну Элисон Лаппер стала очень известна, про неё был снят ряд документальных фильмов, в 2006 она опубликовала свою биографию "Моя жизнь в моих руках", а в 2016 даже начала карьеру телеведущей. Тут должен был быть happy end, но нет. К сожалению, мир устроен сложнее, и благие намерения художника не всегда приводят к желаемому результату. Оборотной стороной всей этой истории стала слава, обрушившаяся не только на Элисон Лаппер, но и на ее сына, Париса, которого Марк Куин изваял в мраморе вместе с мамой практически сразу после рождения, в том же 2000 году.
Два года назад, в августе 2019, Парис умер от передозировки наркотиков, которые стал принимать, чтобы справиться с угнетенным состоянием, вызванным травлей сверстниками. В отличие от своей матери, Парис стеснялся и её внешнего облика, и, главное, своего собственного тела – слабого и анорексичного. Сама же Элисон Лаппер продолжает жить и творить – она видный член Ассоциации художников, пишущих ртом и ногами. Вот примеры её работ разных лет: