Добродушный, улыбчивый парнишка, легкий как июньский мотылёк, не обременённый обязанностью, поминутно утирая взопревший лоб рукавом спецовки, строит светлое будущее человечества. Или, наоборот, опустившийся тип неопределенного возраста, с заискивающим, слезящимся взглядом. Такими представляли бездельников и тунеядцев советские киноролики. И, конечно же, сознательные общественники, изнемогая от усердия, всячески пытались наставить их на праведный путь, покончить со своим паразитическим образом жизни. Надо признаться, что в реальной жизни плоды их педагогического дара зачастую не пропадали втуне.
Отношение государства и общества к тунеядству
Результат вполне закономерный, ибо тунеядство в союзе являлось проступком более чем серьёзным. Проживание, уклоняясь от трудовой деятельности, трудоспособных совершеннолетних граждан длительное время, считалось преступлением.
Под статью о тунеядстве могли попасть различные категории общества, такие как попрошайки, бродяги, представители различных сект, не работавшие по своим убеждениям, просто бездельники без роду, без племени, сидящие на чужой шее.
Одним словом, не работаешь более 4-х месяцев − будь добр, примеряй ярлык тунеядца БОРЗ (без определенного рода занятий). А в народе − просто "борзота".
С точки зрения элементарной логики, эта мера была вполне оправданной. Только представим себе масштаб разрухи после войны − рабочие руки требовались повсеместно, страну необходимо было восстанавливать. Уже несколько позже, во времена хрущевского волюнтаризма, под понятие бездельника была подведена идеологическая платформа.
Здесь же нужно отметить, что принимаемые к тунеядцам меры, в общем, одобрялись большей частью населения страны. И это тоже можно понять − рабочий у станка, колхозник на поле, конструктор у кульмана, не считаясь с личным, честно трудились на благо страны, и поэтому считали справедливым жесткое отношение власти к нарушителям.
Наказание за тунеядство
Но вычислить такого нарушителя было не под силу одним только правоохранительным органам. И тогда на помощь приходили ответственные, бдительные граждане, комсомол, члены отрядов дружинников и прочих активистов. А то и просто соседи могли заявить куда следует о вопиющем факте тунеядства.
Первыми этапами перевоспитания обычно было порицание на общественном суде, взятие на поруки тунеядца, закрепление за ним ответственных членов рабочих коллективов.
Если же все меры убеждения не возымели должного эффекта, тогда вступала в силу статья 209 УК РСФСР. Сразу заметим, что в разные годы степень суровости наказаний по ней была различной: в начале 50-х годов за паразитический образ жизни могли отправить в колонию сроком до 1 года, сослать на 101-й километр. Позже уже ссылали в самые дальние районы Севера, а в 60-е годы, могли, что называется, "припаять" о 2-х до 5-ти лет принудительных работ.
Не дремали и агитаторы, всецело включившись в борьбу с тунеядством. Массово выпускались агитплакаты, разного рода листовки, шаржи и карикатуры в печатных изданиях.
Парадоксально, но под статью о тунеядстве попадали и некоторые известные люди творческих профессий. Те, чья деятельность не была признана общественно полезной. Как правило, это была "пишущая братия" с диссидентским уклоном.
Что же делать
Прежде всего, конечно же, честно трудиться каждому на своём рабочем месте.
Чтобы не попасть под карающий меч правосудия по 209-й статье, гражданам следовало быть предельно внимательным к оформлению различных документов. Так, при переездах на новое место жительства, следовало получить отметку в трудовой книжке. Временная нетрудоспособность обязательно подтверждалась соответствующей справкой медучреждения, статус учащегося − студенческим билетом.
Последнее, что наиболее ярко запомнилось нашим многострадальным гражданам, конечно же, были знаменитые "андроповские рейды" правоохранителей по кинотеатрам и другим увеселительным заведениям в рабочие часы дня, с целью выявления праздно отдыхающих.
А сегодня
Но, слава всем действующим на сегодня богам, эти жуткие порядки потеряли свою актуальность. Никакого осуждения со стороны общества и никаких репрессивных мер − со стороны государства.
Оказалось, что многополярное понятие "свобода" включает в себя и такое понятие как свобода от любого рода деятельности.
Быть тунеядцем стало не позорно. Максимум, что можно услышать по этому поводу, −"каждый решает сам" или " это его жизнь". Замечательное время!