Люди, которые живут за пределами Балканского полуострова, плохо понимают тамошнее деление на национальности. Привычная нам схема использует религиозный критерий. Считается, что все католики – это хорваты, все православные – это сербы, а все мусульмане – это боснийцы.
Но она совсем не верна, потому что там имеются сербы и хорваты, которые придерживаются исламской веры, равно как и крещеные боснийцы. При этом, все эти люди говорят на почти одном языке, разделенном на региональные диалекты, имеют единую культуру и главное, они так перемешаны, что даже в одной деревне могут жить несколько народов.
Так случилось еще в эпоху средневековья. Сначала гегемоном Западных Балкан была Византия, которой этот статус достался в наследство от Римской империи. Затем этими землями правила Болгария – первое славянское государство, основанное к югу от Дуная. Затем по очереди поднимались Хорватия, Босния, а перед самым турецким завоеванием возникло могучее сербское государство.
Все эти державы и державки для упрочения своей власти очень любили перемещать население и продвигать собственную версию христианской религии. А еще больше тем же самым отличались турки-османы. В результате ныне этническая и религиозная карта Балкан сложна, как никогда. Не зря сто лет назад этот регион называли пороховой бочкой Европы.
Так случилось отчасти потому, что полуостров заселялся славянами крайне неравномерно. Первыми пришли болгары, которые освоили эти земли еще в гуннскую эпоху. Но этот народ нам в данном случае не интересен. Сербы и хорваты вторглись сюда с некоторым интервалом в 7-м веке – первые пришли из нынешней Восточной Германии, а вторые – из Молдавии и Западной Украины.
Никаких боснийцев тогда попросту не было – никто из соседей о них не упоминает. Первый письменный источник, который говорит об этом – сочинение «Об управлении империей» византийского кесаря Константина Багрянородного. Научный трактат, составленный в конце 10-го века, рассказывает об административном устройстве Хорватии и называет Боснию в качестве одного их хорватских регионов.
Даже когда в 13-м веке было образовано Боснийское королевство, оно все равно по-прежнему считалось хорватским. Ну, это как курфюршество Бранденбург и королевство Бавария были составными частями Германии. Османский историк 16-го века Мустафа Али в одной из своих книг написал такие слова: ««… боснийцы, которые относятся к хорватскому народу...».
Иными словами, в стародавние времена бошняки считались ровно такими же хорватами. Но они начали приобретать этническое своеобразие еще в средневековую эпоху. Из-за относительной изолированности и удаления от основных центров силы здесь примерно равное распространение получили католичество и православие. По мере ослабления Константинополя и усиления Рима влияние западного христианства росло, а восточного – падало.
Тем не менее, местные жители были не такими уж и верующими. По этой причине тут нашла убежище разгромленная болгарами секта богумилов. Они отвергали обременительные ритуалы и учения и проповедовали дуалистичность мира. Т.е., считали, что Сатана и Господь имеют равную силу.
Это была вполне подходящая религия для боснийцев – не соблюдать обряды и делить все сущее на черное и белое. Секта получила широкое распространение, что, в свою очередь, привело к притеснениям боснийцев. Теперь на них косо смотрели и православные, и католики, что привело к их некоторому обособлению от хорватов уже тогда.
Затем, когда сюда пришла Османская империя, по ряду причин именно в Боснии получил наибольшее распространение ислам. Во-первых, местные были не такими уж крепко верующими – что им стоило ради снижения налогов сменить свою веру в очередной раз? Во-вторых, эта область считалась турками стратегической, поэтому здесь нередко уходили на покой постаревшие янычары. Эти люди были элитой балканского общества, под их влиянием многие люди перешли в мусульманство.
Так и появились боснийцы – исламизированная часть хорватского народа.