Найти тему
Гриммо 12

Коломенские улицы в лицах и небылицах (много фото)

Оглавление
В Коломне поддерживают дореволюционные традиции: маленькие деревянные домики сияют белыми наличниками, сонную тишину купеческого города не тревожат даже туристы.

Фабрики работают по технологиям, заложенным три века назад, процветает торговля через «закутное окно».

Постучался в окошко возле старинного особняка, а оттуда купчиха подаёт пирог, калач, пастилу или рюмочку. И сейчас так же.

Стоишь за калачами в очереди на улице Зайцева, а напротив — лубки на заборе рассматриваешь

Музей-магазин «Калачная» на улице Зайцева, за ним– Житная площадь
Музей-магазин «Калачная» на улице Зайцева, за ним– Житная площадь

Очереди тут испокон века: купеческие лавки на Владимирской, как раньше называлась эта улица, на всю округу гремели! И то понятно: Астраханский тракт до Москвы здесь.

Индийские чаи и ткани, приплывавшие в порт на Каспии, на Владимирской улице и оставались. Очень уж любили купчихи приодеться и в гости на чай рвануть.

А вот лубков не было: не рисовали их на стенах. Это современное, но классное прочтение.

Любимые лубки даже запрещали: несерьёзно, говорят, там царскую фамилию рисуют. И вообще эти бумажки еретики придумали.

Газета для неграмотных и икона для бедных

Кофе в Коломне тоже знали, но чай любили больше. Готовили и по-восточному, на песке. Через торговые астраханские и казанские пути шли не только товары, но и идеи. Фото из кафе в музее пастилы
Кофе в Коломне тоже знали, но чай любили больше. Готовили и по-восточному, на песке. Через торговые астраханские и казанские пути шли не только товары, но и идеи. Фото из кафе в музее пастилы

Русский народный лубок действительно вышел из немецких потешных листов. Это было что-то вроде газеты для неграмотных.

В листах рисовали «потешные» картинки, изображения святых, местные новости: кого и за что казнили, например.

В России патриархи требовали изображать лики святых только на самом чистом материале — дереве. Этот символизм растительного и животного идёт ещё из европейского Средневековья.

Но жизнь часто далека от желаемого: в XVIII-XIX веках на деревянную икону у большинства верующих людей денег просто не было. А бумажными репродукциями и рисунками крестьяне с удовольствием украшали дома.

Самые известные и любимые лубки искусствоведы называют сатирическими. Хотя по-моему, это скорее ирония, причём часто над самими собой.

И в этом смысле коломенский настенный лубок не отступает от традиций. Коломенцы нарисовали себя так, что хочется улыбаться, а не возмущаться. И это здорово.

  • Понравились лубки? Поддержите подпиской или «пальцем вверх»