Найти тему

Безымянная муза Джона Уильяма Годварда

Ради этой женщины художник покинул Родину и порвал все отношения с семьей. Она стала для него идеалом совершенной, умиротворенной красоты, которую он запечатлел на своих картинах. Но в жизнь художника эти отношения ни гармонии, ни умиротворения не принесли.

Полуденный мотылек. Джон Уильям Годвард. 1918 г.
Полуденный мотылек. Джон Уильям Годвард. 1918 г.

Предполагают, что Джон Уильям Годвард встретил свою "мечтательницу" в 1905 году, во время своего первого турне по Италии. Во всяком случае, именно в этом году была написана картина "Сладкие грезы", на которой роковая красавица появилась в творчестве Годварда в первый раз. Считается, что девушка была профессиональной моделью, но установить для каких картин и каких художников девушка позировала еще, нам не удалось.

Изначально красавица видимо относилась к ухаживаниям художника довольно прохладно, во всяком случае никакой информации об их бурном романе или совместной жизни в этот период не сохранилось. Тем не менее, когда в 1908 году художник вернулся в Великобританию, роковая красавица поехала вместе с ним (она присутствует на ряде работ Годварда, написанных в этот период). Но жизнь в Лондоне не пришлась итальянке по душе, и в 1912 году красотка покинула Туманный Альбион и уехала на Родину. И художник отправился следом.

Спокойствие. Джон Уильям Годвард 1914 г.
Спокойствие. Джон Уильям Годвард 1914 г.

Несмотря на то, что за время правления королевы Виктории общественные нравы чуть потеплели, все же британские нормы морали оставались достаточно консервативными и такой поступок художника шокировал его семью.

Настолько, что мать благочестивого семейства даже запретила всем родственникам упоминать имя собственного сына и уничтожила все его портреты и фотографии. Мы знаем сегодня о внешности художника только благодаря его автопортрету, предположительно включенному в одну из его картин. Мужчина с полотна "Ожидание ответа" настолько похож на брата художника, что историки и искусствоведы склонны считать, что в лице этого персонажа Джон Уильям Годвард изобразил самого себя.

Ожидание ответа. Джон Уильям Годвард. 1889 г.
Ожидание ответа. Джон Уильям Годвард. 1889 г.

Но даже семейный остракизм не смог остановить художника. Творчество Годварда было в те годы еще "на волне" и даже без семейного состояния он вполне мог себе позволить вести вполне обеспеченный образ жизни. Художник поселился в окрестностях Рима, у него была прекрасная студия на вилле выстроенной Альфредом Штроль-Ферном недалеко от входа в главный парк Виллы Боргезе, где художник создал более тридцати наиболее известных из своих картин.

Роковая красавица, ради которой Годвард оставил Родину и порвал отношения с семьей, далеко не всегда становилась героиней этих картин и с годами ее лицо появляется в работах художника все реже. По видимому роман в конце концов все же завершился расставанием. Во всяком случае в 1821 году художник вернулся в Лондон один. Кто стал инициатором разрыва мы не знаем. Как ни знаем мы и того, как сложилась дальнейшая жизнь роковой красавицы. История не сохранила для нас даже ее имени. Только ее лицо на картинах художника и пышные эпитеты в названиях его картин.