Я вчера писала про знак Ордена Золотого руна, выставленный в нашем Алмазном фонде, что информации о нем мало и, что странно, не похоже, чтобы кто-то исследовал историю этой драгоценности (ссылка в конце статьи).
Этот знак уникален по своему внешнему виду и довольно далек от канона. При этом с точки зрения материалов он не самый дорогой из сохранившихся ювелирных знаков и, к тому же, скорее всего неполный. У него отсутствует вся верхняя часть из одного или даже двух звеньев.
Знак Ордена Золотого руна – очень значимая историческая европейская награда, и сам Орден был вторым по влиятельности после папского Ордена Святого Гроба Господнего (в рыцарях которого все кардиналы и епископы и некоторые из королей).
Есть два варианта ношения знака – на цепи и на красной ленте, оба варианта должны включать характерные канонические элементы, связанные с геральдикой основателя Ордена, герцога Бургундии из 15-го века.
Знак из Алмазного фонда явно был предназначен для ношения на ленте, такие должны включать как минимум три части, начиная с нижней:
1. Кулон с «золотым руном», изображение шкуры барашка с головой и ногами, перетянутой посередине и повернутой к зрителю боком.
2. Повыше барашка – «огненный камень», означающий геральдический символ Бургундии, вспыхнувший кремень от огнива. То есть это что-то округлое, с расходящимися в стороны лучами.
3 Еще выше вензелеобразный символ, «кресало огнива», изначально долженствующий содержать сплетение двух латинских букв «Б» (Бургундия), но в поздних знаках этот элемент стал просто сложным узором в форме пряжки.
Лента проходила в петлю позади «пряжки-кресала», либо сверху было еще одно декоративное звено, бейл (крепление) для продевания ленты.
В 17-м веке среди двух линий наследования управления Орденом (сообществом) возник конфликт, и стороны так и не смогли договориться, кто имеет приоритет. Так что до сих пор существуют два гроссмейстера двух ветвей Ордена, испанские Бурбоны и австрийские Габсбурги, которые жалуют эту высочайшую награду.
У каждой из ветвей исторически сложились свои требования к внешнему виду знака, так что по нюансам знатоки определят, кто из королевских домов выдал данный знак своему новому рыцарю. Например, у испанцев барашек должен быть повернут строго в профиль, у него виден один рог и один глаз. А у австрийцев барашек обращен мордой вперед или в полупрофиль, видно оба рога и два глаза.
Австрийцы любили нанести на верхнее звено знака один из девизов Ордена, испанский вариант знака девиза не предусматривал.
Однако, каноны внешнего вида знака стали существенно искажаться от того, что рыцари Ордена стремились носить как можно более богатые и причудливые символы своей принадлежности к влиятельному Ордену.
Так получалось от того, что по правилам Ордена, его рыцарь не должен был носить других знаков помимо Золотого руна (исключение делалось для королей), так что желание сделать единственное разрешенное украшение максимально роскошным понятно.
Знаки выполнялись личными ювелирами, которые в первую очередь хотели угодить заказчику шикарностью и пышностью украшения, и только во вторую стремились соблюсти канон.
Рыцари ордена стремились иметь несколько вариантов знака еще и по другой причине: по правилам, после смерти рыцаря его знак не передавался по наследству, а должен был вернуться гроссмейстеру, его выдавшему.
Судя по тому, как много в музеях и коллекциях ценных и роскошных знаков с Золотым руном, эта норма или злостно не выполнялась, или, скорее, отсылали «официальный» знак с эмалью и девизом, а драгоценный оставался в сокровищнице королевской семьи.
Например, Фридрих Август I (Август Сильный) курфюрст Саксонии, король Польши и Литвы (1670 – 1733) имел тринадцать знаков Ордена, из различных драгоценных материалов, от черепахового панциря и кошачьего глаза до рубинов и бриллиантов. Одиннадцать знаков этого короля хранятся сейчас в Дрезденской сокровищнице «Зеленые своды».
Хотя все императоры России, начиная от Александра I, (и многие из их братьев) были почетными рыцарями Ордена Золотого руна, символику Ордена практически не носили – вероятно, только на встречах с представителями Испанского и Австрийского королевских домов. У нас есть свой Орден первой величины – Андрея Первозванного, а такой значимый европейский знак, получается, не котировался.
Может быть поэтому великолепному знаку Ордена из Алмазного фонда так мало внимания от историков и биографов.
Еще по теме:
Почему знак Ордена Золотого руна из Алмазного фонда - неполный