Сейчас, наверное, это звучит удивительно, но было время, когда Финляндия воспринималась как некая провинция в мировой рок-музыке. В соседней Швеции мировые чарты покоряли глэм-металлисты Europe и гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин, в Дании начал пугать публику своими страшилками Ким Петерсен по прозвищу King Diamond. Да и в той же Норвегии поимели свою минуту славы хард-рокеры T.N.T. А вот страна тысячи озер всемирно известные имена рок-музыке дать никак не могла. Но в 1990-е произошел прорыв: появились Nightwish с несравненной Тарьей Турунен. В 2000-е заявил о себе объект воздыханий готических барышень Вилле Вало с группой H.I.M. Любители чего потяжелее полюбили Алекси Лайхо, а уж для кого он недостаточно экстремален, вот, пожалуйте, Impaled Nazarene вам в уши.
Но все же первыми финнами, сумевшими добиться международного признания, были Amorphis. И, в отличие от многих своих североевропейских соседей, они не стали слепо копировать актуальные британо-американские тренды, а пошли своим путем. Начав с традиционного дэт-дума, эта банда, ведомая бессменным гитаристом и основателем Эсой Холопайненом, на каждом новом альбоме вводила все новые жанровые элементы и сейчас не похожа абсолютно ни на кого. В плане узнаваемости и яркости индивидуальности финнов можно смело ставить в один ряд с такими корифеями тяжелого рока, как Deep Purple, Iron Maiden, Metallica. Если кому-то покажется, что я преувеличиваю, обратимся к главе известного лейбла, специализирующегося на металлической музыке - Nuclear Blast, Маркусу Штайгеру, который назвал Amorphis выдающимся явлением в истории металлической музыки.
Дебют группы, альбом «The Karelian Isthmus» 1992-го года, как я уже говорил выше, содержал традиционный дум-дэт. Впрочем, традиционный, да не совсем. Грустные мелодии были приправлены партиями клавишных, исполненных ударником группы Яном Рехбергером, придававшими легкий налет прога. В текстах финны сделали основной упор не на оживших мертвецов, деяния викингов или толкинские сюжеты, а на свою мифологию. Главным образом, на эпос «Калевала». Это привлекло к группе внимание и выделило из сонма других банд, игравших актуальные в начале 1990-х дэт с думом. В целом, альбом очень достойный для дебюта, но я бы не стал его рекомендовать для первого знакомства с творчеством Amorphis. Он скорее любопытен для тех, кто хочет узнать, с чего все началось, особенно если эта публика слушает Amorphis с середины 2000-х. Разница в уши бросается, хотя, если знакомиться с дискографией в хронологическом порядке, эволюция музыки группы логична и закономерна.
Но все же альбом, который я однозначно рекомендую для начала знакомства с Amorphis (может, просто-напросто из-за того, что с этого альбома знакомство с группой начал я) – это их вторая работа - Tales from the Thousand Lakes 1994-го года. Тяжесть постепенно начала уступать место мелодичности, гроулинг сочетается с чистыми вокальными партиями, в составе появился наконец-то штатный клавишник – Каспер Мартенсон. Печальные и торжественные мелодии, сыгранные тяжелыми гитарами и обрамленные воздушными клавишными, вызывают перед глазами картины северной природы: аскетичной, но величественной. Кто-то сравнивает этот альбом с Paradise Lost и Tiamat: бросьте! Ничего общего. В 1994-м году в тяжелой музыке появилось новое имя. И окончательно укрепили свои позиции Amorphis на третьем альбоме – Elegy 1996-го года.
Этот альбом ознаменовался сменой клавишника: место Каспера занял Ким Рантала, с несколько другой манерой игры, что сказалось на альбоме. Помимо фолк-элементов, в музыке добавилось психоделии. Впрочем, если посмотреть на музыкальные пристрастия Холопайнена, это неудивительно. К числу любимых им групп относятся The Doors, Pink Floyd, Hawkwind, Camel. Вполне логично, что на EP, выпущенных в 1990-е, были записаны кавера на The Doors и Hawkwind: «Light My Fire» и «Levitation» соответственно.
Вектор, в направлении которого должна двигаться группа, был задан, и это подтвердили следующие два альбома: «Tuonela» 1999-го года, и в особенности, «Am Universum» 2001-го года, если не самый любимый мной у Amorphis, то, во всяком случае, один из них. В 2001-м году, когда некоторые представители экстремального металла пытались заигрывать с набиравшими моду тяжелой альтернативой и индастриэлом, финны сделали ставку на привнесение в свою музыку элементов прог-рока и психоделии и не прогадали! Мелодии и аранжировки усложнились, на альбоме можно услышать даже партии саксофона, причем не воспринимающиеся инородным элементом, включенным по принципу «А просто мы вот так еще можем!» Кроме того, в составе наконец-то появился стабильный клавишник – Сантери Каллио, чью игру можно слышать и на последних работах группы.
Группа настолько уверенно заняла свою жанровую нишу, что даже смена вокалиста в 2004-м году на ее статус не повлияла, а скорее даже наоборот: пришедший на смену чистоголосому певцу Пасси Коскинену Томи Йоутсен одинаково хорошо справляется и с чистыми, и с экстремальными партиями, что дало возможность ранее гроулившему Томи Койвусаари сосредоточиться на гитаре. Дальнейшие работы группы кому-то, возможно, покажутся однообразными, однако я так не считаю. Возможно, диапазон для экспериментов у Amorphis не столь широк, как у тех же Pink Floyd или Queen, но и в рамках своего жанра группа делает материал с тщательно продуманными мелодиями и аранжировками. И текстами, разумеется! Начиная с альбома «Silent Waters» 2007-го года, за лирику отвечает профессиональный искусствовед, преподаватель, писатель, актер и художник Пекка Кайнулайнен, большой знаток карело-финской мифологии, которого к сотрудничеству с группой привлек новый вокалист Томи Йоутсен.
Последний на сегодняшний день альбом Amorphis – «Queen of Time», вышел в 2018-м году. Группа осталась верна себе и даже смогла привнести кое-что новое: помимо уже привычных клавишных и саксофона, в альбоме есть и оркестровые аранжировки, и горловое пение, а «Amongst Stars», на которую снят клип, спета дуэтом с несравненной Аннеке ван Гирсберген (надеюсь, пояснять заслуги этой дамы перед тяжелым жанром излишне).
Сложно сказать, что ждать от следующего альбома группы (а он, судя по режиму альбом раз в 2-3 года уже должен скоро выйти), уж больно высокую планку задали финны. Но что-то мне подсказывает, что они ее выдержат!
А на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.