Почему самая богатая и влиятельная религиозная организация в мире собирает египетские артефакты? Почему в её обрядах и вероучении так много отголосков религии Древнего Египта? Почему, наконец, перед её храмами в Риме возвышаются древние монолиты, испещрённые магическими заклинаниями? Об этом- в данной статье.
Рим - город, украшенный самым большим количеством обелисков в мире, в основном египетского происхождения, перенесенных в Рим после завоевания Египта в 31 г. до н.э. Большинство из них были взяты римлянами в качестве военных трофеев.
Учитывая моду на всё египетское ( от украшений до религиозных доктрин), захлестнувшую императорский Рим, обелиски также были желанными украшениями. Но, часто, производили их в самом Городе, пусть и из того же гранита, который использовался египтянами. В данном случае монолит либо лишен надписей, либо египетские иероглифы скопированы с других памятников. И, будучи не поняты по смыслу, содержали грубые ошибки.
Август приказал вывезти из Гелиополя два грандиозных обелиска плотами по Нилу, а затем по морю до Остии. После чего, пройдя через Тибр, они были доставлены в Рим незадолго до 10 г. до н.э.
Один установили в Большом цирке, а другой - в Кампо Марцио, в качестве гномона для огромных солнечных часов, там, где сегодня находится церковь Сан-Лоренцо-ин-Лучина.
Один обелиск был 22 метра высотой, другой - 24 метра.
Император Адриан, например, привёз два обелиска, дабы увековечить память обожествленного Антиноя, своего погибшего в Египте фаворита. Последний египетский обелиск, доставленный в Рим, Латеранский, прибыл в 357 году нашей эры. Он является самым древним из всех. Он был изготовлен в 15 веке до нашей эры и является не только старейшим, но и самым высоким монолитным обелиском в мире, покрытым иероглифами.
Всего в Риме до наших дней сохранилось 13 обелисков, но их было не менее 17. Кстати, когда римские императоры перенесли столицу в Константинополь, то там тоже установили обелиски.
Различные папы при реконструкции Рима эпохи Возрождения и барокко перевозили очень тяжелые памятники на различные площади Рима и за его пределами. Первым был Сикст V (1585-1590), который преобразовал Рим в главное место паломничества всего христианского мира.
Для этого он построил большие прямые дороги, соединяющие семь папских базилик, которые должен был посетить каждый паломник, чтобы получить индульгенцию, то есть, отпущение грехов (действующую и сегодня).
Как утверждается, в качестве ориентиров он перевез и поставил четыре обелиска: на площади Святого Петра, на Эсквилинском холме, перед базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано и на площади Пьяцца-дель-Пополо.
ВАТИКАНСКИЙ ОБЕЛИСК
Расположен в центре знаменитой площади, спроектированной Бернини, Piazza San Pietro. 25 метров в высоту, а с основанием и крестом наверху достигает 40 метров. Он привезен в Рим Калигулой из Александрии в Египте в 37 году нашей эры и был помещен в Цирке Калигулы и Нерона.
Обелиск сделан из розового гранита и не имеет выгравированных иероглифов, а также является единственным из обелисков в Риме, который никогда не падал. Фактически, все остальные пострадали от «несчастных случаев» и на протяжении веков подвергались реставрации и корректировке.
ОБЕЛИСК ФЛАМИНИО
Расположен в центре площади Пьяцца дель Пополо. Он имеет высоту 24 метра, и изготовлен по воле фараонов Сети I и Рамсеса II. Август перевез его в Рим, в 10 г. до н.э. и поместил в Большом цирке, где он использовался как гигантская деталь в системе организации гонок на колесницах.
По указанию Папы Сикста V, в 1817 году он был перенесен на площадь Пьяцца дель Пополо.
ЛАТЕРАНСКИЙ ОБЕЛИСК
Расположен на площади Сан-Джованни-ин-Латерано. Это самый старый и самый высокий египетский обелиск, существующий в Риме. Фактически, его длина составляет 32,185 метра, а вместе с основанием - 45,70 метра. Он сделан из красного гранита и происходит из Фив, где он был посвящен фараону Тутмосу III (15 век до н.э.) и установлен перед храмом Амона в Карнаке. Перенесён оттуда императором Констанцием II в 357 году и помещен в Большой цирк.
Говорят, что на его золотом шаре был прах Цезаря, а в Мирабилии сообщается, что на сфере был найден следующий эпиграф:
Cesare, tantus eras Quantus et orbis,
sed nunc in modico clauderis antro.
Цезарь, ты когда-то был большим, как мир,
но теперь ты заперт в маленькой пещере.
ЭСКВИЛИНСКИЙ ОБЕЛИСК
Расположен на площади Piazza dell'Esquilino, за апсидой базилики Санта-Мария-Маджоре, центра района Эсквилино, в честь которого он получил свое название. Он имеет высоту 14,75 метра, а вместе с основанием и крестом достигает 25,53 метра.
Вероятно, он был готовлен во времена Домициана в подражание египетским обелискам и установлен у входа в мавзолей Августа. Здесь он был найден в 1527 году и возведен в 1587 году по приказу Папы Сикста V.
Итак, запомним официальную версию установки обелисков- это ориентиры для паломников.
Но, к примеру, имеются обелиски, даже не имеющие крестов на своей верхушке!
Или, к примеру, никак не тянущие на роль ориентира по высоте, например,
ОБЕЛИСК МЕНЕРВЕО
стоящий в центре площади Пьяцца делла Минерва. Именуется Elefante obeliscoforo (Слон, носитель обелиска). Высота его всего 6 метров, изготовлен он во времена фараона Априя (VI век до н.э.). Его расположение на слоне было выполнено архитектором Бернини. Он был найден в 1665 году, в районе близлежащего древнеримского храма Исиды. Это самый маленький обелиск в Риме.
Этот обелиск стоит перед церковью Санта-Мария-сопра-Минерва, где проходил судебный процесс над Галилео Галилеем.
Франция и США даже вывезли два обелиска из Египта. Мемориал в Вашингтоне имеет среди строений и гигантский обелиск.
Эту архитектурную форму использовали даже в СССР!!!
Однако, интересует нас другой вопрос, а именно: могло ли установление обелисков в важнейших христианских святынях Рима иную причину, чем использование их в качестве ориентиров, или в качестве архитектурной доминанты?
Для начала, следует определить изначальное назначение обелисков- то есть, какой смысл в них вкладывали сами древние египтяне.
Итак, обелиск- это элемент солярного культа, имитирующий холм Бен-бен. Говоря кратко, но ёмко, это изображение того холма, с которого бог Солнца начал творение мира.
То есть, с точки зрения христианской доктрины- это идол. Да ещё и испещрённый письменами, которые прославляют языческих богов и фараонов.
Ни один христианин первых веков не посмел бы установить его рядом с местом, где совершается Евхаристия.
Однако, следует напомнить, что среди богатейших коллекций ватиканских музеев огромное количество древнеегипетских артефактов. Некоторые элементы христианского культа ( экзальтированное почитание Девы Марии, её изображение с младенцем на руках, виды поклонов, процессии, почитание реликвий) напрямую заимствованы из культа Исиды, некогда очень популярном и в Риме. Описания христианского "Ада" имеют корни в картинах Загробного Мира, изложенных в "Египетской Книге Мёртвых"... Многие тексты Ветхого Завета имеют древнеегипетское происхождение.
Возможно, что обелиски - всего лишь удачные архитектурные формы, помогающие организовать пространство. Возможно,что в их установке сказалась утончённая эстетика эпохи Возрождения, оценившая эти бесценные исторические артефакты.
Но, возможно, это ещё и признание Церковью своей преемственности от более древних культов...