Найти в Дзене

ПСАЛОМ 26: СРЕДСТВО ОТ СТРАХА

ПСАЛОМ-УВЕРЕННОСТЬ

Настроение в псалме 26 колеблется от веры к страху и от него опять к вере. Первая половина псалма выражает веру (ст. 1-6), а вторая почти целиком говорит о страхе, но заканчивается на высокой ноте веры (ст. 7-14). Контраст между двумя половинами настолько резкий, что кажется, будто в один псалом соединили два разных псалма - один посвященный вере, а другой говорящий о страхе. Поскольку мы не можем привести никаких веских причин, зачем нужно было соединять два разных псалма в один, то более правдоподобно будет предположить, что Святой Дух дал нам этот псалом как напоминание о том, что верующий в Бога, попавший в беду, может переживать глубочайшие изменения настроения.

Мы не знаем, когда был написан этот псалом. Но он, несомненно, был написан в некий чрезвычайно мрачный период в жизни Давида. Например, Давид мог сочинить его, когда спасался бегством от Авессалома. Можете представить себе противоречивые переживания Давида в то время. В какой-то момент он вспоминает заботливое отношение Бога к нему в прошлом и свою надежду на будущее. А в следующий погружается в мысли о своем неестественном положении: отец, преследуемый собственным сыном. В подобной ситуации человек вполне мог написать псалом, в котором на протяжении всего нескольких стихов одно крайнее чувство сменяется другим. Ужас, который испытывает автор, таким тяжким грузом лежит на его душе, что он быстро переходит от радостной уверенности к жалобному взыванию о помощи, а затем опять к уверенности.

Разбирая этот псалом, мы должны помнить, что Давид начинает и заканчивает его верой в Бога. Между первым и последним стихом он настоятельно молит о помощи, но заканчивает псалом выражением твердой решимости верить в Господа и надеяться на Него.

Псалом составляют две темы - вера и страх. Псалмопевец боится преследующих его врагов и просит Бога об избавлении. Бог - его средство от страха. Он не может выкинуть этот страх из головы, но когда страшные мысли охватывают его, он может противопоставить им свою непоколебимую веру в Бога. И тогда ангелы веры разгоняют бесов страха.

Этот псалом отвечает на вопрос, как вера в Бога побеждает страх.

I. ОН НАША КРЕПОСТЬ (ст. 1-3)

Давид воспринимает Бога как крепость, ограждающую от врагов, крепость духовную и физическую. Такой взгляд на Бога развеивает его страхи.

«Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь - крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое, если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (ст. 1-3).

В такой критический момент Давид помнит, что Бог - его свет и его спасение. И Ветхий, и Новый Заветы говорят о Боге как о свете (см. напр. Ис. 10:17; 1 Ин. 1:5). Божий свет изгоняет из жизни Давида тьму невежества, греха и смерти. Он приносит радость и бодрость, заменяя мрак сомнений славой Своего присутствия. И если Всемогущий Бог является спасением Давида, у него больше нет причин кого-либо страшиться. Бог - защита, оплот и крепость его жизни.

В его жизни все равно будет много трудностей. Злодеи следовали за Давидом, чтобы пожрать его плоть, поглотить и уничтожить его. У них ничего не вышло, но эти победы стали возможными не благодаря умению Давида и его войск. С врагами расправился Господь. Победы Давида дали ему твердое основание верить, что даже если против него начнется война и солдаты окружат его, Бог сразится за него и сохранит его.

Давид видел в Боге Того, кто заслонял и защищал его от окружавших его яростных сил. Бог шел впереди Давида, делая для него то, что сам он для себя сделать не мог. Бог и сегодня делает то же самое для каждого христианина.

II. ОН НАША СИЛА (ст. 4-10)

Бог дает Давиду внутреннюю силу. Духовно укрепляя его для борьбы со своими страхами, Бог приводит Давида к победе над ними.

«Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу» (ст. 4, 5).

Больше всего на свете Давид хочет ходить с Богом и обитать в Его доме. А у вас это желание стоит на первом месте? Дом, о котором он мечтает, не материальный; это символический дом, синоним Божьего присутствия. Пребывание с Богом дало бы ему счастливую возможность постоянно созерцать Божью красоту. Он мог бы неотрывно глядеть на Его доброту и славу. Посещая Его храм, он мог бы более совершенно познавать Его волю. Взирать на Божью красоту и возрастать в понимании Его воли - самое большое желание Давида. Человек не знает более благородных стремлений.

Давид не наивен. Он знает, что трудности никогда не оставят его. Если не он их, то они найдут его. Жизнь с Богом подготовит его к будущим испытаниям. Повседневное общение с Богом позволит ему постоянно осознавать Божью сущность и укреплять свое понимание того, что ни один исполнитель Его воли не будет оставлен Им. Бог готовит нас справляться с трудностями с помощью нашего хладнокровия и Его силы.

Для описания Божьей защиты автор использует три образа: скинию, селение и скалу. Бог поместит Давида в доме и со всех сторон оградит от ужасов, которые окружили его. Он возьмет его в потаенное место, в Свою скинию, чтобы защитить от опасности. Он спрячет его в Своем присутствии. Он вознесет его на высокую скалу, чтобы его не достали вражеские стрелы и пращи. Конечно, эти образы нельзя воспринимать буквально. За всеми ними стоит та мысль, что Бог возьмет Давида в Свои ладони и оградит от всех зол.

«Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружившими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом» (ст. 6).

Увлеченный сознанием того, что Бог позаботится о нем во время опасности, Давид восхваляет Бога за то, что Он вознес его, дав победу над врагами, а их унизил в поражении. Он с верой поет песнь благодарения и хвалы еще до того, как эти победы стали реальностью. Он верит, что одержит их, и уже видит, как войдет в скинию и со славословием принесет благодарственные жертвы за те победы, которые Бог даст ему.

«Услышь, Господи, голос мой... помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: “ищите лица Моего”; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (ст. 7-10).

Начиная со стиха 7, очевидна смена настроения. Возможно, псалмопевец опять мысленно возвращается к навалившимся на него проблемам. Его взор переходит от облаков в небе к зреющему конфликту на земле. Охваченный мрачными предчувствиями, он умоляет Бога прийти к нему на помощь. Он не забыл веру, которую только что воспевал; он осуществляет эту веру на практике в злом мире, прося Бога обнять его Своей покровительственной рукой. Он подготовился к этой молитве, думая о Божьей сущности и о том, что Бог сделал для него. Он искренне молит Бога защитить его от врагов.

Как слуга, имеющий нужду, Давид не приходит к Богу в молитве без приглашения. Бог просил его, как просит всех Своих детей, искать Его лица. “Лицо” Бога символизирует особое общение с Ним. У Бога нет любимчиков, но у Него есть близкие друзья. Он приглашает каждого из нас стать одним из них.

Давид принимает Божье приглашение к молитве и начинает горячо молиться. Его слова “я взываю”, “внемли мне”, “не скрой от меня лица Твоего”, “не отринь во гневе” подчеркивают силу его просьбы и глубину его нужды. Любое неотложное дело требует немедленного решения. Он попал в настоящую беду и просит немедленной помощи, умоляя Бога услышать его и внять ему в милости. Он знает, что ответ от Бога он получит по Его благодати, а не по своим заслугам.

Псалмопевец уподобляет свою ситуацию самому крайнему случаю покинутости, какой израильтянин мог себе только представить: когда ребенок оставлен своими родителями. Он чувствует себя отвергнутым всеми, ибо от него отвернулись даже самые дорогие и близкие ему люди. Однако вера поет среди ночи и видит радугу в разгар бури. И пусть он укрыт покрывалом одиночества, Давид все равно верит, что Бог позаботится о нем даже больше, чем те его близкие, которых он знал в своей жизни. Когда все изменили ему, он верит, что Бог его не оставит.

Хотя в этом разделе Давид высказывает попеременно две мысли - об убежище в Боге и о силе от Бога, в первой части мы прежде всего видим нарастание внутренней силы, причина которого кроется в общении с Богом. Давид находит утешение в той мысли, что, когда на него свалится беда, Бог защитит его снаружи и укрепит изнутри. Это утешает каждое Божье чадо.

III. ОН НАШ НАСТАВНИК (ст. 11-14)

Вера также отвечает нашим страхам через наставление, которое дает Бог.

«Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих» (ст. 11).

Как и каждый попавший в беду Божий слуга, Давид хочет знать Божий путь. Он хочет, чтобы Бог указал ему безопасное место. Трудно идти извилистой тропой по холмистой местности или по скользким камням. Псалмопевец хочет, чтобы Бог поставил его на ровную дорогу, по которой было бы легко ступать. Он просит Господа четко указать ему Свой путь, чтобы его можно было легко увидеть и легко по нему идти.

«Не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые...» (ст. 12).

Если Господь выдаст Давида его врагам, Давид погибнет в мгновение ока. Клеветники свидетельствуют против него. Злодеи хотят его схватить. С каждым дыханием они ищут его погибели. Всех этих напастей уже достаточно, чтобы одолеть Давида.

«Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (ст. 13, 14).

И действительно, Давид давно бы уже сдался, если бы не надежда на Господа. Он верит, что скоро увидит Божью милость. Он уверен, что его Бог придет ему на помощь и сохранит его на земле живых.

Благодаря своей вере в Бога он укоряет себя за свои опасения и твердо решает надеяться на Божью благость. Кто-то сказал: “Не позволяйте своему внутреннему «я» говорить с собой; вы сами должны говорить со своим внутренним «я»”. Это Давид и делает. Он клянется быть сильным в сердце и не поддаваться сомнениям. Он верит, что Бог дарует ему Свою благодать. Тем временем - временем между его теперешним конфликтом и грядущим избавлением - он будет терпеливо ждать, когда Бог посчитает нужным дать ему победу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ответ на наши страхи надо искать в Боге: Он - наша крепость, наша сила и наш наставник.

Временами мы нуждаемся в покровительстве, в защите. Враги могут уничтожить нас, если настигнут. Когда мы оказываемся в такой ситуации, Бог обнимает нас Своими всесильными руками и не дает врагам тронуть нас. Он избавляет нас от огненной печи. Он не позволит силам дьявола бросить нас туда.

В самые тяжкие минуты других испытаний мы, чтобы устоять, должны быть сильными Божьей силой. Бог не защитил Давида от Голиафа. Он послал его прямо к великану, но дал силу убить его. Иногда Бог решает укрепить нас, чтобы мы справились с испытаниями, которые стоят перед нами. Он не избавляет нас от огненной печи, но спасает нас, когда мы попадаем в нее. Бог ведет нас туда, где мы можем стоять в огненной печи и не сгореть.

Бог был всеми этими тремя средствами для Давида, как и для нас сегодня. Этими тремя средствам Бог противодействует страху.

Страх всегда соседствует с верой. В какой-то момент мы можем восхвалять Божью заботу, а в следующий умолять Бога избавить нас от зла. Мы должны поощрять нашу веру, а не сомнения, и ходить верой, а не страхом.