Во Внешности Есть Сила
Спартанские мужчины не только обладали навыками и подготовкой, чтобы поддержать свою репутацию грозных воинов, они укрепляли эту репутацию — и свою эффективность на поле боя — культивируя внешний облик, который соответствовал их внутренней доблести.
Спартанцы наводили ужас на своих врагов еще до того, как те подходили к ним на расстояние копья. Ожидая команды к наступлению, они стояли в строю прямо и твердо, и все, начиная от одежды и заканчивая снаряжением, говорило о силе, дисциплине и свирепости.
Спартанские воины были одеты в алые туники и плащи (отброшенные перед битвой), ибо, как говорит Ксенофонт, этот цвет считался “наименее похожим на женскую одежду и наиболее подходящим для войны”. Последнее утверждение породило апокрифическую идею, что красный цвет был выбран также потому, что он лучше скрывал кровь — скрывал рану и слабость от врага.
Поверх туники и на руке спартанский гоплит нес доспехи и щит, отполированный до блеска и блестевший на солнце.
Спартанские мужчины носили длинные волосы — стиль, который когда-то был распространен по всей Греции, но который лакедемоняне сохранили после того, как другие города-государства перешли на более короткие стрижки. Для спартанцев длинные волосы символизировали свободу, и они верили, как говорит Плутарх, “что они делают красивых более привлекательными, а уродливых-более страшными". Спартанцы держали себя в хорошей форме, часто заплетая эти длинные пряди и аккуратно подстригая бороды.
На их головах было помещено коронное оборудование, которое рассказчик Стивена Прессфилда “Врата огня”(произведение исторической фантастики, точное во многих деталях) описывает как "самое страшное из всех".:
“К театру ужаса, представляемому эллинской фалангой ... добавились пустые, лишенные выражения лица греческие шлемы с бронзовыми насалями толщиной с большой палец человека, раскаленными скулами и нечестивыми впадинами глазниц, закрывающими все лицо и проецирующими на врага ощущение, что перед ним не существа из плоти, как он сам, а какая-то страшная неуязвимая машина, безжалостная и неутолимая".
Грозный вид спартанского шлема еще более усиливался тем фактом, что он был “увенчан высоким гребнем из конского волоса, который, когда он дрожал и трепетал на ветру, не только создавал впечатление устрашающей высоты и роста, но и придавал вид страха, который не может быть передан словами, но должен быть виден, чтобы быть понятым”.
Одежда и снаряжение спартанского воина действовали на него двояко: 1) заставляли солдата чувствовать себя более свирепым, более непобедимым, более уверенным в себе и 2) выбивали из его противника все живое.
Мощь внешнего вида спартанцев смягчала вражескую линию еще до того, как они ее атаковали, и добавляла репутации силы, которая иногда удерживала врагов даже от того, чтобы сражаться против них вообще.
Всегда выполняйте Ритуал Перед Боем
- Займись своими людьми. Если нет работы, наверстывай, ибо когда у солдат есть время поговорить, их разговор превращается в страх. Действие, с другой стороны, порождает аппетит к большему действию”.
В “Историях Геродота”он пишет , что во время подготовки к битве при Фермопилах царь Ксеркс, правитель персидской империи, "послал конного разведчика, чтобы узнать, сколько [спартанцев] было и что они делали". Что наблюдал разведчик? - Он видел, как некоторые мужчины упражнялись голышом, а другие расчесывали волосы.
Перед битвой спартанские воины держали свои нервы в узде, занимаясь различными заданиями и физическими ритуалами. В юности они выучили наизусть стихи поэта Тиртауса, которые читали про себя, пели и распевали, отправляясь в поход. В дни, предшествовавшие битве, они занимались спортом перед завтраком, после еды проводили дальнейшие военные учения и тренировки, а после обеда занимались физическими упражнениями и спортивными соревнованиями. В минуты отдыха мужчины одевались, причесывались и полировали медные щиты.
Когда наступало время идти на врага, игра на флейте позволяла спартанцам точно идти в такт, и в результате этой музыки, а также других ритуалов, ослабляющих напряжение и придающих мужество, они медленно и неуклонно продвигались на врага, что только добавляло фактор устрашения, только что описанный выше.
Воин Может Быть Одновременно Свирепым и Благоговейным
Мы привыкли думать о спартанцах как о свирепых, самоуверенных воинах. Но в то время как ни одна боевая сила не могла быть более легко оправдана за то, что она полностью полагалась на свои собственные силы и способности, спартанцы на самом деле остро осознавали и смирялись перед существованием сил, превосходящих их самих.
Спартанцы были чрезвычайно благоговейным народом. “С ранних лет, - пишет Поль Рахе, - они были” проникнуты страхом перед богами, столь могущественными, что это отличало их от их собратьев-греков“. Действительно, благочестие служило “основой спартанского духа".
Перед началом похода каждое утро во время него и непосредственно перед битвой советовались с оракулами, приносились жертвы и изучались предзнаменования. Санкция или порицание богов требовалось для каждого решения.
Точно так же религиозный долг предшествовал военному долгу. Спартанцы отложили отправку войск на Марафонскую битву, потому что призыв пришел в разгар религиозного праздника. По той же причине Леонид послал в Фермопилу лишь небольшой авангард вместо главных сил Лакедемона.
Благоговение спартанцев можно было бы назвать суеверием, но его можно было бы также назвать смирением — осознанием и уважением к силам судьбы, которые в конечном счете, независимо от умения и подготовки, могут повлиять на результат попытки и не могут полностью контролироваться.
Выносливость основа силы
В фалангистской войне ловкость, сообразительность и скорость были не так важны, как выдержка, сила духа и выносливость — чистая выносливость. Шеренги солдат-гоплитов устремились вперед со своими щитами, стремясь оттеснить вражескую линию, прорвать ее ряды и спровоцировать отступление. Добродетелями, наиболее необходимыми спартанскому воину, были самоотверженность, дисциплина и сила духа, необходимая для того, чтобы стоять на своем. Мужество, конечно, требовалось, но не мужество бесстрашной отваги, а то, что современный генерал Джордж С. Паттон назвал “страхом продержаться еще минуту”.
Как только это будет понято, можно начать лучше понимать причину знаменитых трудностей агоге: скудный рацион, ограниченное купание, один плащ, чтобы носить круглый год при любой температуре, кровати из тростника. И конечно бесконечные раунды энергичных физических упражнений и спорта. Как заметил Платон, спартанская тренировка действительно сводилась к безжалостной серии испытаний на выносливость.
Цель такого обучения — не трудности ради трудностей, а адаптивность, терпимость к боли и к изменяющимся, сложным условиям-умственная выносливость, которая усиливает физическую выносливость, и наоборот. Цель состояла в том, чтобы привить спартанскому воину силу, в которой он больше всего нуждался: умение держать оборону под давлением. Как сказал Паттон: “Пинта пота спасает галлон крови”.
Говорите (и думайте) лаконично
Спартанский философ Хилон — один из Семи мудрецов Греции — прославился тем, что “чем меньше, тем больше”, и этим принципом руководствовался весь это с Лакедемона — от его зданий до одежды и питания граждан. Действительно, “спартанец” сегодня остается синонимом простоты, аскетизма и бережливости — комфорта с дискомфортом и презрением к роскоши.
Принцип “меньше значит больше” также управлял языком спартанцев, которые придерживались минималистского подхода к речи, которую сегодня мы все еще называем “Лаконичной”: Идеалом было говорить только тогда, когда нужно было сказать что-то важное, и то только короткими, немногословными взрывами, содержательными высказываниями и острыми, умными ответами, характерными для лаконичного остроумия. Спартанцы оттачивали свои слова до тех пор, пока они не становились острыми, как их копья, — и так же точно находили свою цель.
Например, легенда гласит, что, когда Филипп II послал сообщение: “Если я войду в Лаконию, я разрушу Спарту”, спартанцы послали только одно слово в ответ: “Если”. И конечно, есть известная история о воине при Фермопилах, который жаловался Леониду, что персы выпустили так много стрел, что они затмили солнце. Ответ короля-воина? -Тогда мы будем сражаться в тени.
Сократ считал, что своеобразный стиль речи спартанцев был способом стратегически заставить других недооценивать их:
“они скрывают свою мудрость и притворяются тупицами, чтобы казаться превосходящими только благодаря своей доблести в бою ... Вот как вы можете знать, что я говорю правду и что спартанцы лучше всего образованы в философии и речи: если вы говорите с любым обычным спартанцем, он кажется глупым, но в конце концов, как опытный стрелок, он стреляет в какую-нибудь короткую реплику, которая доказывает, что вы всего лишь ребенок”.
Это была также полевая целесообразная манера говорить — нужно сразу переходить к делу, когда выкрикиваешь команды в хаосе боя.
Но Лаконичная тактика сохранения речи, возможно, также была преднамеренным философским выбором; как предположил историк Карл Отфрид Мюллер, “Привычка ума, которая могла бы соответствовать ее обладателю для такого способа говорить, лучше всего была бы сформирована долгим и непрерывным молчанием.- То есть, если кто-то хочет, чтобы его слова имели значение, он должен быть более внимательным, прежде чем открыть рот.
Достигните мастерства в Своей области
“эти люди не возделывали землю и не трудились на ремеслах, но, освобожденные от труда и лоснящиеся маслом палестры, они упражняли свои тела ради красоты и проводили время в полисе ... они были готовы сделать все и пострадать за это единственное достижение—благородное и дорогое человеческому роду — чтобы одержать победу над всеми, против кого они шли”. –Иосиф Флавий
Спартанцы были более многомерными, чем часто представлялось: полис был почти повсеместно грамотным, преуспевал в музыке и танцах, производил скульпторов, философов и поэтов и, конечно, занимался различными видами спорта и легкой атлетикой.
Тем не менее, они, несомненно, уделяли интенсивное, неустанное внимание одной области, стоящей выше всех других: развитию боевого мастерства и добродетели. Это была высшая форма совершенства — область, в которой каждый воин стремился достичь абсолютного мастерства.
Спартанцы не увлекались войной; это было стремление, вокруг которого строилась и дисциплинировалась вся культура — образование, взаимоотношения, политика. Горожанам запрещалось заниматься сельским хозяйством или торговлей и даже владеть золотыми или серебряными монетами; не отвлекаясь на торговлю и материальные приобретения, они могли полностью сосредоточиться на овладении путем воина. Рахе пишет:
“Спартанцы были, как замечает Плутарх, "слугами Ареса", а не Мамоны. Они были "мастерами войны", а не изготовителями горшков. У них была только одна цель в жизни: завоевать репутацию доблестных воинов.
В то время как ополченцы других городов проводили месяцы вне военного сезона в качестве фермеров, ремесленников или торговцев, спартанцы были полными солдатами. Как заметил Плутарх, “они были единственными людьми в мире, для которых война принесла передышку в подготовке к войне”.
Полностью посвятив себя своему призванию, они стали лучшими в том, что они делали, имея преимущество перед теми, кто был просто дилетантами в военном искусстве; в эпизоде, описанном Плутархом, спартанский царь Агесилай пытался убедить союзников Лакедемона присоединиться к полису в войне против Фив, по существу утверждая, что один спартанский воин стоит больше, чем несколько мужчин из других городов-государств.:
“Союзники говорили, что они не хотят, чтобы их каждый год тащили сюда на погибель, их самих так много, а лакедемонян, за которыми они следовали, так мало. Именно в это время, как нам говорят, Агесилай, желая опровергнуть их аргумент из чисел, придумал следующую схему. Он приказал всем союзникам сесть отдельно, а лакедемонянам-отдельно друг от друга. Затем его герольд призвал гончаров встать первыми, а за ними кузнецов, затем плотников, строителей и так далее по всем ремеслам. В ответ поднялись почти все союзники, но не один человек из лакедемонян; ибо им было запрещено изучать или практиковать ручное искусство. Тогда Агесилай сказал со смехом: "Видите, мужи, сколько еще солдат мы посылаем".
Бороться По Привычке, Не Чувствуя
В результате такого экстраординарного внимания к овладению одной областью — тринадцать лет самоотверженной подготовки, десять лет практики и реальных казней в качестве штатного солдата и еще десятилетия боевого содержания в резервах-способы ведения войны укореняются в сухожилиях спартанского солдата. Прессфилд сравнивает подготовку этих сил с подготовкой ополченцев, собранных другими городами-государствами:
Этот процесс подготовки к бою, который граждане-воины других полисов практиковали не более дюжины раз в год во время весенних и летних тренировок, спартанцы повторяли и повторяли по двести, четыреста, шестьсот раз в каждом походном сезоне. Мужчины за пятьдесят делали это десять тысяч раз. Это было их второй натурой.
Летний солдат не привык к зрелищам, звукам и тяготам войны; их руки не были мозолистыми на древке копья; их спины не привыкли к весу доспехов; их глаза не привыкли к виду наступающего врага. Храбрость в этих незнакомых обстоятельствах заключалась в том, чтобы попытаться разжечь чувство — эмоцию, собранную в поддерживающем, рах-рах безопасности собственной линии, а затем полностью испарившуюся от контакта с врагом.
Для спартанцев мужество было не уязвимым и преходящим состоянием ума, а продуктом подготовки и практики. На самом деле они не уважали солдата, который сражался в неистовой ярости, полагая, что такая громкая и воинственная поза используется для того, чтобы скрыть страх и отсутствие самообладания. Вместо этого они стремились воплотить идеал “спокойного профессионала”, который просто делает свою работу и живет классическим девизом, озвученным такими тренерами, как Винс Ломбарди: “Веди себя так, как будто ты уже был там раньше”.
Мужество спартанцев рождалось не из чувства, а из дисциплины.
Это была не эмоция, а привычка.
Или, как заметил Прессфилд в "Вратах огня", “Война-это работа, а не тайна”.
Победить или умереть
“И тот, кто падет в первых рядах и испустит свой дух
, Чтобы принести славу городу, воинству и своему отцу
Со многими ранами в груди, где копье спереди
было пронзено через щит босса и нагрудник
Этого человека, они будут оплакивать с горьким чувством потери”.
- И позорен труп, лежащий в пыли,
пронзенный сзади острием копья.
–Тиртей
После битвы при Фермопилах на могильном холме, где погиб последний из 300 спартанцев, защищавших перевал, был установлен памятник, который гласит::
- Иди и скажи спартанцам, чужеземец, что мы лежим здесь, повинуясь их законам.
Эпиграф известен, но каков был “закон”, которому эти воины оставались верны?
Согласно Геродоту, изгнанный спартанский царь Демарат дал ответ Ксерксу накануне битвы, когда персидский “Царь царей” спросил, какого сопротивления ожидать от греков:
- Что касается спартанцев, то они сражаются поодиночке, они не хуже других, но сражаются единым отрядом, они лучшие из всех людей. Они свободны, но не совсем свободны—ибо закон поставлен над ними как хозяин, и они боятся этого закона гораздо больше, чем ваши подданные боятся вас. И они делают все, что он прикажет,—а он всегда приказывает одно и то же: никогда не убегать в бою, сколько бы ни было врагов, а оставаться в строю и победить или умереть.
Спартанец, идущий в бой, ничего не откладывал на обратный путь; он встречал врага лицом к лицу, не думая об отступлении. Он жил духом, воплощенным в приказе, данном ему матерью и женой, когда он уходил на битву: “Возвращайся со своим щитом или на нем”.