Найти тему
Юлия Варенцова

Почему популярного сегодня художника Константина Коровина при жизни называли "жалким чудаком", а его картины - "дрызгатней"?

Константин Коровин. "Париж. Бульвар Капуцинок"
Константин Коровин. "Париж. Бульвар Капуцинок"

Отколовшись от передвижников, Коровин будет участвовать в других объединениях – «Мир искусств» и "Союз русских художников". Но ни в одно из них он не впишется до конца. Слишком оригинален его собственный мир и слишком смел его творческий почерк.

Впервые в Париже Константин Коровин побывал в 26 лет. И влюбился в этот город, казалось, навсегда. В 1900-м году здесь его ждал триумф: за оформление Русского павильона на Всемирной выставке он получил Орден почетного легиона. Потом он бывал в Париже не раз и всегда писал его как город-фейерверк, город-калейдоскоп, богемная жизнь которого так отличается от русского быта девятнадцатого века.

На родине импрессионизма он изучает работы французских мастеров-современников и радуется, что у них он нашел все то самое, за что его ругали дома. Коровин даже выбирает для своих работ те же сюжеты: сцены будничной парижской жизни. Но его работы – более эмоциональные, чем отстранённая фиксация жизни французских художников-импрессионистов. Широкая натура самого Коровина наделяет Париж радостной приподнятостью.

Глядя на картину «Париж. Бульвар Капуцинок», мы окунаемся в вечернюю суету французской столицы, с мчащимися экипажами и авто, огнями, фонарями, яркими вывесками.

Критики на родине снова ругают художника – за «дрызгатню», Виктор Васнецов за одну из парижских работ называет Коровина "жалким чудаком». Но пройдет несколько десятилетий, и «дрызгатня» Коровина займет лучшие места в экспозициях музеев России и мира и будет изучаться под микроскопом.

Маргарита Чижмак, искусствовед, Государственная Третьяковская Галерея:

У него был необыкновенный дар колориста, он видел пятнами. Даже когда мы исследовали его работы и смотрели рентгенограммы, мы даже, к удивлению своему, обнаруживали, что у него нет практически никогда подготовительного рисунка. То есть, он всегда работал краской: сразу же видел, схватывал.

Бытописатель неунывающего Парижа, Константин Коровин и сам - человек-праздник. Жизнерадостный и импульсивный характер Коровина лучше всех, кажется, уловил Валентин Серов, написавший самый выразительный портрет друга. На нем Коровин изображен полулежа, на небольшом топчане, у него взъерошены волосы. Он и правда всегда так и выглядит: чуть-чуть непричёсанный, немного расхристанный – живость характера так и рвется наружу.

Став модным художником, Коровин начинает хорошо зарабатывать, но деньгам никогда счета не знает. О своем благосостоянии говорит то "деньжищ чертова уйма", доставая горсти смятых купюр из карманов, то "путевых денег нет – одни рублевые". И чаще бывает второе.

Из книги

"Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века":

https://www.labirint.ru/books/740206/

книга с автографом автора:

https://book24.ru/product/peredvizhniki-khudozhniki-peredvizhniki-i-samye-vazhnye-kartiny-kontsa-xix-nachala-xx-veka-s-avtogra-5954150/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц