Найти тему
Arxtory

Командирские прогары

«Сапоги» на флоте - слово исключительно ругательное. Означает оно не обувь, а всех сухопутных военных, любых чинов, видов и родов войск. Чтобы истинный моряк снизошел до сапог...

Однако в учебке выдавали презренные кирзачи. Это же берег, учебка. Оставалось ждать, что вот на корабле... Там сразу снабдят настоящими прогарами. Это такие высокие ботинки без шнуровки - чтобы легче сбрасывать, когда упадешь за борт. Кожаные, изящные. Мечта!

Расписали на эсминец, и сразу за формой в баталерку.

- Слышь, море, нет твоего сорок пятого. Бери 44, пока есть!

Как это — бери? А ходить как? Не. И что делать? Все в прогарах, а у меня сапоги! Пришлось обрезать голенища, чтобы они хоть по высоте не выбивались. Конечно, грязедавами от этого выглядеть не перестали. Заметить это не забывал никто.

- Ээээй! Боец! Ты чё, сапоги сюда притащил??? Во попингуд!

И впечатление испорчено. Сидели обрезки сапог на носки тоже плоховато. Болтались на ноге, норовили зацепиться за что-нибудь. В первые же дни на трапе, например. Моему полету с кувырком через голову позавидовал бы цирковой гимнаст средней руки. Сапогам-то портянки положены, но портянками меня, думаю, сразу б и удавили. Я чуть не ежедневно умолял ПКСа, помощника командира по снабжению:

-Товарищ старлей! Разрешите обратиться! Появились прогары 45 размера?

Результат был неизменно отрицательный.

Месяца через полтора кто-то из старослужащих меня пожалел и спустил эти чертовы обрезки в иллюминатор. Пришлось надевать хромовые парадные ботинки. Что вообще-то запрещено - но зато совсем никого не волновало. Разве что старшина команды спросил:

- Ты какого хромачи надел?

- Так сапоги потерялись, а прогары не выдали, размера нет!

- Потерялись. На флоте нет такого слова. Говори прямо — прое... Здесь ничего не теряется, здесь все прое...

Пожав плечами, он утратил интерес к теме. Так бы и носить хромачи всю службу, однако в дело вмешался случай. Довелось мне сопровождать некий груз в Мурманск. А офицер поехал, начальник химслужбы — просто душа-человек, мы с ним потом в карауле часто пересекались. И он сказал водителю тормознуть у военторга. А вдруг там получится купить прогары. Такие, как у всех.

Без офицера права разгуливать по магазинам у меня, ясное дело, не было, потому вошли вместе. Я сразу в отдел обуви… а нет ничего рядового там! Только на офицеров рассчитано.

- Матрос, а зачем тебе именно прогары? Ну возьми вот эти… или эти?

Хорош сказать — эти! Это вообще изящные полуботинки чешского производства, да еще на микропорке. Прелесть, а не обувь. Для старших офицеров, для штабных паркетов. Я машинально их примерил — идеал. Просто по ноге.

- Так и бери, денег хватит?

- Хватит, товарищ каплейтенант, но разве они по уставу?

- В военторге неуставщиной не торгуют. Бери, нам пора ехать.

Как во сне, я отсчитал деньги, продавщица, хоть видела, что не по чину, недрогнувшей рукой выдала коробку.

А! Никто же не интересовался, когда я хромовые ботинки снашивал? Если бы вдруг парад - а они мазутом пропитались, потускнели? Будь, что будет.

На корабле я тут же убрал хромовые ботинки в рундук и надел обнову. Чешские. Да просто чешки, легкие, по палубе не скользят, не в пример подбитым кожей хромовым, хоть по мокрой, хоть по сухой. Никто из старослужащих претендовать не мог, не их размерчик, они максимум до 43 доросли. Тем не менее, снимая, я всегда прятал чешки в ящик под шконку. И никто ничего не замечал. До одного момента.

Бегу я как-то по трапу, а снизу громовой рык старпома:

- Маааатрос — стой! Что за обувь, японский бог? Прогары где?? Прое…???

- Товарищ кап-два, мне не выдали… размера нет… купить пришлось, но они же уставные… в военторге…

- (Несколько слов пропускаю) У командира таких нет! У старпома таких нет! У замполита тоже нет. Потому что их завозят раз в год, и не в каждый. А у матроса есть. (Здесь еще несколько фраз на флотском.) Чтобы я тебя в них больше не видел! Вааапросы?

Возражения, понятное дело, не допускались.

- Помощнику по снабжению срочно явиться в каюту старпома! - разнеслось по корабельной трансляции буквально через пару минут. Голос был многообещающим. Спустя пять минут вызвали заведующего баталерки. Тоже на повышенных тонах. Еще через четверть часа та же трансляция привела меня в каюту ПКСа.

- Ты что не доложил! Как дети! - неистовствовал старлей.

- Да я же…

- Я же, я же. Так за вас и получаешь… без вазелина… Свободен!

Уже завтра наутро он снова меня вызвал, и сунул в руки прогары 45 размера.

- Вот, выменял. Пол-эскадры пришлось обежать. Носи с честью, — желчно добавил он и повернулся спиной.

Я взвесил в руке добычу… Хм… Прогары были почти втрое тяжелее чешек, и на той самой скользящей кожаной подошве. Вот же за что я страдал.

Решение опять пришло быстро. Если «чтобы не видел» - то уже не важно «в чем», так ведь? Я спрятал прогары на самое дно рундука, и на глаза старпому постарался больше не попадаться. Разве что издали.