В античные времена пиратство процветало везде, где была хоть какая-то вода.
Ну вот, например, на Средиземноморье были киликийские пираты, с которыми воевал сам Гай Юлий Цезарь. Финикийцы, отличные мореплаватели были и искусные, и довольно гнусные пираты.
Тевкры и скирийцы, много причиняли грекам хлопот в их привычных водах.
Но и на вроде бы спокойном Черном море пиратство было довольно обыденным делом, не зря греки называли его изначально Понтом Аксинским (Негостеприимным морем), позже, правда, поселившись на его берегах, греки изменили название на Понт Евксинский (Гостеприимное море), но как не называй, пираты гостеприимными не стали. В восточном Причерноморье действовали абазги (предки современных абхазов) и убыхи.
Северное Причерноморье, для греческих колонистов так же не было вполне безопасно, а можно так выразиться, еще более опасно, чем встреча с абазгами или убыхами. Те могли ограбить, убить и потопить ваше судно. Но пираты Северного Причерноморья могли ограбить, могли потопить ваше судно, могли убить, но самое страшное, они, скорее всего, захватили бы вас в плен и принесли бы в жертву своей кровожадной богине. Как свидетельствовали сами греки.
Греки называли народ, промышлявший таким видом пиратства – быками, или племенем быков. Tauros – быки, или как привычнее нам, тавры. Загадочное племя горных районов Крыма.
Кто были тавры? Какое у них происхождение? Этого никто Вам не скажет, сведений нет, и не будет, ведь писать они не умели и не понятно, даже на каком языке говорили.
Земля быков
Почему же греки прозвали этот народ таврами, а местность, где они жили, Таврика или Таврия. Судя по одной из версий, у местного племени был культа быка, потому все племя окрестили быками, т.е. таврами. Другая гипотеза гласит, что самоназвание тавров было созвучно эллинскому «tauros», так и записали.
Геродот описывал тавров именно так:
У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море, следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле. Богиня, которой они приносят жертвы, по их собственным словам — это дочь Агамемнона Ифигения. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома. Живут тавры разбоем и войной.
Храмы Девы были известны в Херсонесе Таврическом, что свидетельствует о том, что греки восприняли культ тавров, отождествляя Деву с Артемидой. Естественно, ни о каких человеческих жертвоприношениях не было и речи.
Что говорят летописи?
В греческой трагедии «Ифигения», Ифигения была приготовлена своим отцом для жертвы Артемиде, Агамемнону пришлось согласиться на ее жертвоприношение, потому что богиня, разгневавшись на греков, не дала греческому флоту выйти в море из-за безветрия.
А выйти греческому флоту было необходимо, путь был у него к стенам Трои. Когда все было готово к жертвоприношению, Артемида сжалилась над прекрасной Ифигенией и забрала ее с собой, сделав бессмертной, она перенесла ее в Тавриду. Там она стала жрицей Девы и лично умерщвляла спасенных моряков и захваченных пленников, во славу богини конечно.
А теперь по существу: про кровожадных тавров - пиратов. Скорее всего, пиратствовали тавры посредственно, в отличие от тех же абазгов. Так как в захоронениях тавров (которых в Крыму не мало) не было найдено награбленной добычи, ни в одной из могил, только бусы имели, так скажем, иностранное происхождение. Остальная утварь была своя. Вряд ли, имея столько награбленного, тавры не положили бы к знатному вождю, хотя бы их часть.
Имея контакты со скифами и в последующем объединившись с ними в один этнос тавроскифов, можно предположить, что они имели какие то точки соприкосновения, например близкий язык. Хотя тавры были горцы, а скифы кочевники, последние хорошо прижились к новым условиям существования. Хотя такое слияние могло обуславливаться не похожими языками, а истинным укладом жизни тавров.
Мифы и легенды греческих историков
Кровожадным племенем тавры не были, они не были пушистыми и белыми, но и племенем, которое приносит человеческие жертвы, да и систематически, уж точно не были. Предполагая о существовании храмов Девы, археологи так их и не нашли, хотя бы один сохранившийся, ладно храм, даже место общего захоронения людей не было найдено (что бы могло говорить о том, что на этом месте совершались человеческие жертвоприношения). Как и в большинстве случаев, греческая историография основывалась на слухах от третьих лиц или же просто очерняла варваров.
По свидетельству же поздних авторов, многие беженцы находили себе приют именно в землях тавров. Они мало кому отказывали. Они рьяно защищали свои земли от чужаков, которые имели наглости объявить их своими.
Потому греческие колонисты жили с таврами в постоянном напряжении, периодические набеги с гор происходили все чаще и чаще. Но если человек пришел к таврам по своей воле и хочет укрыться или просто решил бросить город и стать экофермером, тавры не отказывали и принимали в свое общество всех. Именно по этому, все чаще можно было встретить надгробия тавров с греческими именами.
Насчет экофермеров, это не совсем шутка, тавры имели сады и занимались чаирным садоводством, в их садах цвели алыча, черешня, вишни, яблоки и другие фруктовые деревья.
Персидская угроза
Когда Дарий I, около 512 г. до н.э. решил совершить победоносный поход против скифов Причерноморья, он проходил от Крыма довольно близко. Пройдя через Малую Азию, Халкедон и земли одрисов, Дарий атаковал гетов и подошел к Ольвии (Николаевская область, Украина). Оттуда он уже вторгся в земли скифов.
Скифы, используя тактику «выжженной земли», отступали от персидских войск. Не решаясь вступить своими силами с армией Дария в схватку, скифы обратились к своим соседям. На большом совете царей присутствовали правители савроматов, невров, андрофагов, меланхленов, агафирсов, гелонов, будинов и тавров. Цари савроматов, гелонов и будинов решили биться против персидских орд вместе. Правители невров, андрофагов, меланхленов, агафирсов и тавров отказались вмешиваться в скифо-персидские войны.
Дарий, пройдя мимо территорий тавров, углубился в скифские земли. Но истощенная персидская армия не смогла полностью разбить скифов и ей пришлось повернуть обратно. Хотя полного покорения скифов и не случилось, Дарий все равно включил земли, в которых он побывал, письменно, в свои владения, под именем «Заморских саков».
Сами тавры не выходили со своих мест обитания, что может служить еще одним подтверждением, что племя не было настолько воинственным, чтобы делать человеческие жертвоприношения. И дело тут не в том, что тавры боялись воевать, они не хотели драться за чужие земли, им хватало своих. Исключение, конечно же, греческие колонисты, которые пытались прибрать к своим рукам земли тавров, за что последние подвергали их битью.
В дальнейшем, все больше ассимилируясь со скифами и другими народностями, которые по воле судьбы попадали на «ПМЖ» в Тавриду, тавры стали растворяться в больших народах. Окончательно уничтожило тавров аланское и готское нашествие на полуостров, во II-III веках нашей эры.
Кто же были тавры?
Судя по их поведению с соседями, отношению к войнам, они были автохтонным населением полуострова, которое просто хотело мирно жить на своей земле, выращивать алычу и вишню и поклоняться своей богине плодородия - Деве. А отрубали они головы во имя ее или пиратствовали, пусть это останется на совести греческих колонистов, которые хотели заполучить Тавриду, но без тавров. А ведь очернить всегда просто, особенно, когда оппонент не может тебе ответить в той же форме.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!