Найти тему
Музыкальный экспресс

Октоберон. Barclay James Harvest - "Octoberon", 1976

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.

-2

В 1976 году BJH начал свою деятельность с выступления на Большом британском музыкальном фестивале в Олимпии 1 января, вместе с Procol Harum и другими известными группами. Тем временем, успех "Time Honoured Ghosts" побудил руководство Polydor предложить Barclay James Harvest записать и следующий альбом с тем же американским продюсером Эллиотом Мэйзером.

Группа отправилась в тур по США от побережья к побережью. 7 марта 1976 года в Рослине, Нью-Йорк, концерт в прямом эфире транслировался местной радиостанции WLIR, после чего последовали ещё два шоу в Нью-Йорке, в The Bottom Line, со скрипачом Jefferson Airplane "Папой" Джоном Кричем.

По прибытии в Сан-Франциско Джон, Лес, Вулли и Мел поселились в отеле, в ожидании завершения формальностей, чтобы начать запись нового альбома с Эллиотом Мэйзером. К сожалению, Мэйзер был занят в работе над другими проектами, а визы членов группы истекали в течение несколько недель.

Группа вернулась в Англию со смешанными впечатлениями от второго визита в США. Джон Лис вспоминал: "Мы много работали в Америке, и у нас все было хорошо, но если вы не работаете постоянно в США, вы не имеете там влияния. А когда мы закончили тур по США, наш успех в Европе стал забываться, и поэтому мы вернулись в Англию, чтобы сосредоточиться на записи нового альбома там и снова гастролировать по Европе".

Несмотря на изнурительный график, который группа выдержала в первой половине 1976 г., материал для записи её восьмого альбома оказался невероятно высокого качества.

"Octoberon" был записан в Strawberry Studios, Стокпорт, за десять недель, летом 1976 года (при бюджете около 20 000 фунтов стерлингов). Продюсировала запись сама группа, Barclay James Harvest. Вышла пластинка на лейбле Polydor 1 октября 1976 года, и заняла 19 место в британском чарте.

Название "Octoberon" представляет собой своеобразный каламбур: обыгрывается имя шекспировского персонажа Оберона из "Сна в летнюю ночь", а так же то, что это была восьмая работа группы (если учитывать "Live" 1974 года) и что альбом был выпущен в октябре.

В свою очередь, обложка альбома создана по мотивам декоративного панно с изображением Оберона, короля фей, созданного художником Фредериком Марриоттом в 1901 году, в позолоченном гипсе, расписанном и оправленном перламутром.

 Оберон
Оберон

Оригинальные копии пластинок имели тисненый дизайн Оберона на передней стороне обложки и внутренний разворот с текстами песен и фотографией мужского торса с подвеской в виде головы Оберона.

Как ни на одном другом альбоме, кроме, разве что, знаменитого "Live" 1974 года , группе удалось создать характерную звуковую атмосферу, которая настолько плотно сконденсирована, что у слушателя возникает ощущение, что у музыки нет начала и нет конца. Треки настолько опираются друг на друга, что все вместе кажутся одной большой концептуальной эпопее

Стюарт "Вулли" Вулстенхоум - клавишные, вокал.

Джон Лис - электрические и акустические гитары, вокал.

Лес Холройд - бас-гитара, акустическая гитара, вокал.

Мел Притчард - барабаны, перкуссия.

Оркестр и хор под управлением и аранжировкой Ричи Клоуза.

LP, UK, Polydor – 2442-144

Послушать пластиночку можно здесь: https://disk.yandex.ru/d/Hnl3hd9vOC4Xaw

1. "The World Goes On" - альбом открывается классикой BJH от Леса Холройда, с простым, но очень эффектным акустическим вступлением, дополненным яркой гитарной работой Джона. Лирически песня затрагивает тему жизни и удачи, завершаясь на оптимистической ноте любимым лейтмотивом Леса - полетом как бегством.

2. "May Day" - название, конечно, отсылает к традиционным коммунистическим парадам 1 мая, и в нем есть намеки на "государство" и "партийца", но в других местах автор атакует упрощенные черно-белые представления о добре и зле. Песня также может быть прочитана как описание личной растерянности и неуверенности. В конце трека мы слышим хор, поющий отрывки из шести (!) песен одновременно, включая коммунистический гимн "The Red Flag".

3. "Ra" - Ра был древнеегипетским богом солнца, и он вдохновил Вулли на написание одной из его самых драматических пьес. Вулстенхоум признается, что позаимствовал первые четыре ноты из симфонии № 1 Малера, хотя, по его словам, это едва ли главная музыкальная тема в песне. Мягкие куплеты ведут к задумчивой гитарной работе от Джона, прежде чем реприза вступительной части перерастет в чрезвычайно мощную концовку.

4. "Rock'N'Roll Star" - здесь, вероятно, есть ссылка на песню The Byrds "So You Wanna Be A Rock' N 'Roll Star", и песня Леса несет в себе похожий взгляд на опасности поиска славы, хотя музыкально она совершенно иная. Холройд описывает взлеты и падения рок-звезды, но превращает этот опыт в нечто гораздо более философское и космическое, нежели пьянство и наркотики.

5. "Polk Street Rag" - вдохновением для этого шутливого номера от Джона Лиса стал скандальный фильм "Глубокая глотка" с Линдой Лавлейс в главной роли. Полк-стрит находится в районе "красных фонарей" Сан-Франциско, и группа была в этом городе во время выхода фильма.

6. "Believe In Me" - нежная любовная песня Леса обладает прекрасными вокальными гармониями и инструментальными эффектами, которые сравниваются со стилем Стива Стилла и Манассаса, оказавших раннее влияние на творчество Холройда.

7. "Suicide?" - вопросительный знак в названии часто забывают, упуская суть песни, которая звучит так: "прыгнул ли он или его толкнули?". Жуткий звуковой эффект в конце был создан с помощью микрофонной бинауральной системы в голове манекена, который был выброшен из окна верхнего этажа.

Во второй половине 70-х в моду вошёл так называемый поп-прог, то есть поп-рок с элементами "прогрессива". Большинство замечательных групп, играющих прогрессивный рок, были вынуждены дрейфовать в этом направлении, отказавшись от рискованных музыкальных экспериментов. Альбом "Octoberon" Barclay James Harvest, на мой взгляд, характерный представитель этого течения. Однако, звучит он очень хорошо, и, определённо, радует слух.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Barclay James Harvest вы можете прочитать у меня здесь:

"Barclay James Harvest" - 1970

''Once Again'', 1971

''Barclay James Harvest And Other Short Stories'', 1971

''Baby James Harvest'', 1972

''Everyone Is Everybody Else'', 1974

''Time Honoured Ghosts'', 1975