Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.
Дело было так: исчерпав другие возможности, каждый из участников группы написал отдельные слова на листках бумаги, которые один за другим доставали из шляпы. Все они были отвергнуты, пока не осталось только три слова: имя "James" (парень, который раньше пел в группе); "Harvest " т.е. "урожай" , потому что они, как все уважающие себя рокеры начала 70-х, жили на ферме, в старинном местечке "Preston House" (куда их поселил менеджер группы Джон Кроутер); и "Barclay" - в честь инвестиционного банка Barclays, потому, что они мечтали разбогатеть. Затем слова были расставлены так, чтобы получить наиболее благозвучное название - "Barclay James Harvest".
Это эпохальное событие - рождение имени, которое навсегда войдёт в историю рок- музыки, произошло в летом 1967 года. Группа же родилась несколько раньше, в сентябре 1966 года. Основали её в Олдхэме, городе в составе английского Большого Манчестера, бас-гитарист - вокалист Лес Холройд (р. 1948) , гитарист - вокалист Джон Лис (р. 1947) , ударник - перкуссионист Мел Причард (1948–2004) и клавишник - вокалист Стюарт "Вулли" Вулстенхоум (1947-2010).
Джон Лис и Стюарт Вулстенхоум, будучи учениками олдхэмской художественной школы, организовали проект Sorcerers, позднее переименованный в Keepers. Примерно в это же время Лес Холройд и Мел Притчард выступали под вывеской Heart and soul and the wickeds. В 1966 году обе команды объединились, и начали выступать под именем Blues keepers, вплоть до переименования в Barclay James Harvest.
Хотя группа, как и многие другие в середине 60-х, играла традиционный ритм-н-блюз, однако, составляющие её музыканты активно экспериментировали с новыми формами, стараясь отойти от традиционного формата: гитара, бас, ударные. Они активно использовали духовые и струнные инструменты, а с помощью меллотрона имитировали оркестровое звучание. Благодаря своему первому синглу, "Early morning", команда получила возможность провести радиосессии у Джона Пила, а затем отхватила контракт с EMI, почти сразу перейдя на её дочерний лейбл Harvest, созданный специально для записи прогрессивной рок-музыки. Ансамбль идеально подходил для рекламы нового объединения, исполняя прогрессивную, симфоническую и порой импровизационную музыку.
Их первый альбом, который так и назывался ''Barclay James Harvest'', был записан в период 8 Ноября 1969 - 26 Января 1970, в знаменитой студии Abbey Road, в которой работали The Beatles и Pink Floyd. Продюсером выступил Норман "Ураган" Смит, известный своей работой в качестве звукорежиссёра The Beatles и продюсера Pink Floyd. Это тот самый человек, который сыграл партию ударных в песне "Remember A Day" из альбома A Saucerful of Secrets, вместо Ника Мейсона. В первом альбоме группы Barclay James Harvest'' он, помимо обязанностей продюсера, написал аранжировку для симфонического оркестра (Barclay James Harvest Orchestra) в песне "Mother Dear", и выступил в качестве дирижёра. Руководил оркестром (который потом ездил с группой на гастроли в поддержку альбома), ни кто иной, как Роберт Годфри, будущий лидер группы Enid.
В альбоме ''Barclay James Harvest'' чувствуется влияние трёх групп: конечно же, Procol Harum, The Moody Blues и The Beatles. О последних напоминает "бархатный" вокал с великолепными музыкальными гармониями. Я думаю, что то, что можно услышать на предлагаемом вашему вниманию альбоме, это, в основном, поп-рок, с некоторыми прогрессивными намеками, но в нём есть и чисто "проговая" композиция. Если вы смешаете мелодии The Beatles с оркестровым звучанием Moody Blues, и добавите немного Procol Harum, то получите Barclay James Harvest.
Джон Лис - гитары, блок-флейты, бэк-вокал.
Стюарт "Вулли" Вулстенхоум вокал, орган, фортепиано, меллотрон, гитара, губная гармошка.
Лес Холройд - бас-гитара, вокал, гитары, виолончели.
Мел Притчард - ударные.
LP, Harvest; SHVL 770, UK
Послушать пластиночку можно здесь: https://disk.yandex.ru/d/V_X-2YoDWKn3Xw
1. "Taking Some Time On" - трек основан на "кельтской" песне, в энергичной, хард-роковой обработке. Где-то здесь можно услышать гитару Джима Литерленда из Colosseum.
2. "Mother Dear" в этой короткой красивой композиции, построенной на простой кантри-мелодии, мы можем услышать Barclay James Harvest Orchestra, которым дирижирует Норман Смит. Очень похоже на The Beatles.
3. "The Sun Will Never Shine" - лирическая песня, родом из 60-х, с запоминающимся припевом.
4. "When The World Was Woken" - первый реальный признак прогрессивных тенденций на этом альбоме, и здесь большую роль играет оркестр. Мы слышим почти саундтрек к ещё не снятому фильму, смешанный с поп-музыкой. Всё вместе очень напоминает Procol Harum, периода "Shine On Brightly".
5. "Good Love Child" - этакий своеобразный рок-н-ролльчик, в стиле середины 60-х. Для 1970-го года - почти ретро. Что он делает в этом альбоме, для меня загадка. С другой стороны, если здесь есть баллады "под 60-е", то, почему бы не быть и рок-н-роллу?
6. "The Iron Maiden" - народная баллада, с приятной мелодичной басовой линией, меллотроном, и акустической гитарой.
7. "Dark Now My Sky" - эта развёрнутая 12 минутная эпопея, с полноценным оркестром и драматичным фортепиано, основанная на книге "Тихая Весна" Рейчел Карсон. Книга написана в 60-е годы, и повествует о разрушении человеком окружающей среды. Собственно говоря, эта композиция, однозначно, и позволяет отнести альбом к "прог-року".
Очень ровный альбом, полный замечательно красивых мелодий, к тому же, прекрасно аранжированных. Ну, а то, что "Barclay James Harvest" считается вторичным по отношению к работам других выдающихся групп того времени, то какое это имеет значение спустя 50 лет? Пройдёт ещё столько же, и для наших потомков они сравняются до полной неразличимости...
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Barclay James Harvest вы можете прочитать у меня здесь:
''Barclay James Harvest And Other Short Stories'', 1971
''Everyone Is Everybody Else'', 1974
''Time Honoured Ghosts'', 1975