Найти тему

Украденный в Царской России светильник XIV века с именем Тамерлана оказался в Лувре

Оглавление

В Лувре в разделе "Искусства Ислама" находится бронзовый светильник XIV века с именем Тамерлана.

Светильник с именем Тамерлана. Иран или Средняя Азия. 1396-1397. Париж, Лувр
Светильник с именем Тамерлана. Иран или Средняя Азия. 1396-1397. Париж, Лувр

В каталоге музея « Guide du Louvre » про него написано:

Светильник с именем Тамерлана
Иран или Средняя Азия. 1396-1397.
Этот светильник, состоящий из двух частей, имеет в верхней части (розетке) инкрустированную золотом надпись с именем Тамерлана. Светильник был частью группы монументальных светильников, специально изготовленных по заказу Тамерлана для мавзолея мистика Ахмеда Яссави. Мавзолей находится на территории современного Казахстана. Четыре других светильника по-прежнему находятся в том месте, для которого они были предназначены.

Сразу возникает вопрос: а почему один из светильников из мавзолея Ахмеда Яссави попал в Лувр, а остальные остались на месте? Пришлось проводить небольшое расследование.

От антиквара к коллекционеру, от коллекционера в музей

В каталоге написано, что светильник оказался в Лувре в 1916 году по завещанию Жоржа Марто, известного коллекционера предметов восточного искусства. На сайте музея содержится чуть больше информации и там указывается, что его предыдущим владельцем был известный антиквар Жорж-Жозеф Демотт. Этот антиквар Демотт и продал светильник колллекционеру Марто, а тот завещал его Лувру и, поскольку Марто умер в 1916 году, то этот год и указан, как дата появления светильника в Лувре. Остается узнать, как же светильник попал к французским антикварам?

Кража в мусульманской святыне

Мечеть Азрета-Яссави. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. XII-XV вв. Туркестан, Российская Империя. Почтовая открытка 1914 г.
Мечеть Азрета-Яссави. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. XII-XV вв. Туркестан, Российская Империя. Почтовая открытка 1914 г.

Оказывается, этот светильник был украден из мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане в 1906 году. Тогда это была территория Российской Империи, а сейчас это республика Казахстан. Неизвестные воры забрались ночью в мавзолей и унесли один светильник целиком, а у другого забрали только верхнюю часть. Остальное унести не хватило сил, потому что все светильники большие и тяжелые. Всего в мавзолее было шесть монументальных бронзовых светильников, стоявших здесь со времен Тамерлана.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави (в то время он назывался Мечеть Азрета-Яссави) являлся мусульманской святыней, и поэтому такое дерзкое ограбление наделало много шума, и об этом узнал даже император Николай II, который лично приказал найти и вернуть украденные ценности в мавзолей. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, материалы которого сейчас хранятся в архиве Ташкента.

В 1908 году украденный светильник неожиданно появился в Париже в экспозиции Лувра. Там в это время открывался отдел искусства ислама, и частные коллекционеры предоставили этот светильник для музея. Россия, естественно, потребовала у Франции вернуть украденный предмет искусства, но завязавшаяся тяжба с французами продолжалась до начала Первой мировой войны, а потом уже все про светильник забыли, и этот вопрос никогда больше не поднимался. Так и стоит украденный светильник на почетном месте в Лувре в зале исламского искусства.

Украденный светильник в экспозиции Лувра.
Украденный светильник в экспозиции Лувра.

Заказ Тамерлана: шесть светильников для мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави

Ходжа Ахмед Яссави был великий суфийский поэт и философ XII века. Его почитали во всей Средней Азии и его могила стала место местом паломничества мусульман. В 1395 году Тамерлан приказал построить новый грандиозный мемориальный комплекс на месте захоронения Ходжи Ахмеда Яссави. Комплекс должен был состоять из монастыря и мечети с гробницей.

Гробница Ходжи Ахмеда Яссави внутри мавзолея.
Гробница Ходжи Ахмеда Яссави внутри мавзолея.

Тамерлан сам лично участвовал в проекте и указывал размеры и особенности внутреннего убранства мечети. По его заказу специально для мечети были изготовлены шесть высоких бронзовых факельных светильников. Автор этих произведений искусства - мастер из Исфагана Изз ал-Дин ибн Тадж ал-Дин. Он украсил светильники растительным орнаментом и гравированными надписями с инкрустацией серебром и золотом. В этих надписях он сообщил свое имя и год изготовления -1397. В верхней части луврского светильника указано, что он изготовлен по приказу Амира Тимура Гургана (Тамерлана):

"Из того, что было сделано по приказу Его Величества, царя, господина, ученого, справедливого, Кутб аль-Дунья ва ад-Дина Амира Тимура Гургана, да длится вечно его царствование" (перевод с арабского Карин Жувэн)

Светильники в Эрмитаже

Но светильники из мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави стоят не только в Лувре, но и в Эрмитаже. Оказывается, уже при Советской власти в 1935 году из мавзолея были вывезены в Ленинград два светильника и бронзовый котел «Тайказан». Их отправили в Государственный Эрмитаж на Третий международный конгресс по иранскому искусству и археологии, но после окончания конгресса они так и остались в Ленинграде.

Светильники из мавзолея Ходжа Ахмада Ясави, вывезенные в Эрмитаж. Фотография с сайта музея Азрет Султан.
Светильники из мавзолея Ходжа Ахмада Ясави, вывезенные в Эрмитаж. Фотография с сайта музея Азрет Султан.

Тогдашний директор Эрмитажа Академик Иосиф Абгарович Орбели отказался возвращать предметы в Туркестан, поскольку считал, что они там пропадут. Главной причиной отказа было то, что мавзолей не входил в список государственных музеев СССР, и, значит, там не могли храниться предметы искусства. Поэтому, в ожидании, пока мавзолей получит статус государственного музея, вывезенные экспонаты оставили в Эрмитаже.

III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Почтовая марка 1935 г.
III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Почтовая марка 1935 г.

Надежды на возвращение

В настоящее время мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави находится на территории Казахстана и является частью Государственного Музея-заповедника Азрет Султан. Поэтому Казахстан имеет все основания надеяться, что Эрмитаж все таки вернет на место светильники, так же, как он вернул в 1989 году знаменитый бронзовый котел «Тайказан», который сейчас занимает одно из главных мест в экспозиции музея Азрет Султан в Туркестане.

Котел  «Тайказан» XIV в. Отлит из сплава семи металлов. Вес около 2 т. Диаметр  2,4 м. Объем около 3000 литров. Предназначен для подслащенной воды, которая раздавалась по окончанию пятничной молитвы.
Котел «Тайказан» XIV в. Отлит из сплава семи металлов. Вес около 2 т. Диаметр 2,4 м. Объем около 3000 литров. Предназначен для подслащенной воды, которая раздавалась по окончанию пятничной молитвы.

Что же касается украденного светильника, который находится в Лувре, то здесь никаких надежд нет, - он так и будет украшать экспозицию Лувра.

Оставшиеся светильники в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави

Так выглядят три светильника, оставшиеся в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави. Информацию о них можно посмотреть на сайте музея Азрет-Султан в разделе "Этнографические экспонаты"

Три оставшихся светильника в музее Азрет Султан в Туркестане, Казахстан.
Три оставшихся светильника в музее Азрет Султан в Туркестане, Казахстан.

Очень красив сам мавзолей с его порталами и куполами. Центральный купол — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии. Его высота - 44 м, а диаметр - 22 м. Внутри мавзолея находится гробница Ходжи Ахмеда Яссави и тридцать шесть различных комнат и залов с различными экспонатами. Как произведение искусства средневекового зодчества, мавзолей недавно был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, XII-XV вв.  Музей-заповедник Азрет Султан. Туркестан, Казахстан.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, XII-XV вв. Музей-заповедник Азрет Султан. Туркестан, Казахстан.

Источники:

Le Guide du Louvre. Musée du Louvre Editions, Paris 2005.

Светильник из Лувра с именем Тамерлана

Оставшиеся светильники Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави в музее Азрет-Султан

Дело о бронзовом светильнике

История тайказана в архивных данных.

30 лет назад Тайказан вернули в Туркестан.

Большое спасибо за прочтение статьи!