22 августа 1862 года родился композитор Клод Дебюсси
1) Дебюсси - французский композитор XIX-XX вв, также пианист, дирижёр, музыкальный критик;
2) Основоположник импрессионизма в музыке;
3) Почему его так называют? Ведь он был противником таких определений.
Но современникам музыка Дебюсси напоминала картины художников-импрессионистов (Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена и др). Его произведения, как и полотна художников, наполнены воздухом, любовью к природе, к пейзажу. В них много красочных и изобразительных моментов, оставляющих впечатление надолго;
4) Дебюсси - новатор, внёс в музыкальное искусство новые краски, созвучия, ритмы, образы;
5) Родился в небольшом городке Сен-Жермен, в окрестностях Парижа. Но семья переехала, и всё детство будущего композитора прошло в столице;
6) В 10 лет поступил в Парижскую консерваторию (младшее отделение);
7) Нестандартное музыкальное мышление проявилось сразу и всегда вызывало недовольство у преподавателя гармонии, который был "старой закалки";
8) Несколько раз приезжал к русской меценатке Надежде фон Мекк (покровительница, верный друг П.И.Чайковского) в качестве домашнего пианиста для совместного музицирования, учителя музыки, сопровождающего семью в путешествиях;
9) В России очень увлёкся музыкой Бородина, Римского-Корсакова и особенно Мусоргского, которого ценил очень высоко;
10) Собственный композиторский стиль Дебюсси формировался долго: серьёзные увлечения эстетикой символизма, русской музыкой, творчеством Рихарда Вагнера, экзотическими оркестрами вели к мечте "создать нечто, что стало бы крупным событием в мире музыкального искусства" несколько лет;
11) Но в конце 1880-х гг. Дебюсси познакомился с Эриком Сати, который тоже не признавал академическую музыку. Именно это знакомство, общение и "определило ход развития французской музыки" дальше;
12) Сати направил молодого композитора в другую сторону: Дебюсси, так преданно и искренне любивший музыку Вагнера, знавший наизусть его оперы, начал отрицать и критиковать своего кумира;
13) В музыковедении считается, что музыкальный импрессионизм начался с оркестровой прелюдии "Послеполуденный отдых фавна" (1891-1894). Это произведение принесло Дебюсси первый настоящий успех;
14) Но по жизни Дебюсси был скромным человеком и совсем не жаждал признания и славы. Он стеснялся приходить на премьеры своих произведений, дабы не привлекать лишнего внимания к своей персоне;
15) Но эта скромность не мешала ему быть настоящим ловеласом. Его личная жизнь была непростой, с трагическими событиями. Первая влюблённость в юную дочь фон Мекк закончилась выдворением "французика" (как говорила сама Надежда Филаретовна). Брошенная первая жена, которая ничего не понимала в тонкой музыке, но работала не покладая рук, только чтобы любимый муж ни в чём не нуждался, прилюдно пыталась покончить с собой. Второй брак оказался более удачным. Именно вторая жена ухаживала за композитором, когда он был уже смертельно болен. Ей и своей единственной дочери композитор посвятил много произведений;
16) Странно, но дирижировать своими произведениями Дебюсси не любил. Он это делал только ради заработка;
17) После премьеры оперы "Пеллеас и Мелизанда" творчество композитора оценили на государственном уровне и удостоили ордена Почётного легиона;
18) В творчестве последних лет заметно его увлечение старинной французской поэзией и музыкой XVIII века;
19) Клод Дебюсси написал 1 оперу, 1 симфонию, 3 балета, струнный квартет, фортепианное трио, 3 сонаты, кантаты, много произведений для оркестра, для фортепиано в 4 руки, для 2-х ф-но, много романсов. Делал обработки сочинений других композиторов (Сати, Чайковского, Сен-Санса, Вагнера, Шумана). Очень много произведений, идей осталось незаконченными;
20) Характерные черты музыки Дебюсси: утончённость, зыбкость образов и звучания, изысканность, красочная гармония, причудливая мелодия, тонкая динамика, прозрачность оркестра;
21) Портрет Клода Дебюсси изображён на банкноте в 20 франков выпуска 1997 года;
22) В честь композитора назван астероид и кратер на Меркурии.
Моя любовь к "импрессионизму в музыке" началась в консерватории, с подготовки к госэкзамену по специальности. Кроме произведений Баха и Гайдна в программе выступления была Соната для виолончели и фортепиано Дебюсси.
Как же интересно было её учить! Как интересно играть! Как приятно было ощущать свободу и не бояться нарушать строгие законы!
Сейчас я с улыбкой вспоминаю слова своего профессора, который, имея большой педагогический опыт и много учеников, говорил, что "мой" Дебюсси - один из лучших на его памяти. Я очень старалась, правда!))
А ведь композитор сочинял эту сонату ровно 106 лет тому назад, в конце июля - начале августа 1915 года. И до сих пор это произведение в активном репертуаре виолончелистов всего мира.
Создание этой сонаты приходится на поздний период творчества Дебюсси, который отличается обращением автора " к прошлому", к старой поэзии, к старым мастерам, композиторам - клавесинистам Рамо и Куперену. Про них Дебюсси говорил: "Старые мастера Рамо и Куперен владели секретом глубокого изящества".
Этот "взгляд в прошлое" имел свой смысл: шла Первая мировая война, в Париже рвались бомбы, повсюду были тяготы и лишения военного времени. При этом композитор тяжело болел.
Обращение к прошлому - способ уйти от реальности и мыслей о болезни, о тяжёлом времени. Сам композитор говорил: "Эта соната - то, что может написать больной человек во время войны". При этом чувство патриотизма его не оставляло, и он подписывал произведения: "Клод Дебюсси. Французский музыкант".
Поэтому всё в этом произведении тонкими нитями связано с XVIII веком:
- название произведения на титульном листе было стилизованно под XVIII век;
- адрес издательства также был написан в старинном стиле;
- названия частей напоминают жанр сюиты и эпоху барокко.
Например, Пролог - аналог Grave, вступительной части в старинных сюитах, партитах. Музыка, как и должно быть по старинным канонам, величественная, обязателен импровизационный стиль изложения. Часть завершается мажорным трезвучием, что тоже является характерным признаком для барочной музыки;
- соната имеет ясную, лаконичную форму. В ней три части: Пролог, Серенада и Финал.
Соната - жанр, неожиданный для творчества Дебюсси. Он всё-таки любил более нетрадиционные формы: оркестровые прелюдии, фортепианные миниатюры, сюиты, симфонические эскизы.
Композитором был задуман целый цикл из 6 сонат для разных инструментов. Но в итоге он успел написать только три: Сонату для виолончели и фортепиано, Сонату для флейты, альта и арфы, Сонату для скрипки и фортепиано.
Виолончельную сонату композитор посвятил своей второй жене Эмме. Хотел дать произведению название "Пьеро, поссорившийся с Луной". Образы эти символичны, как для композитора, так и для эстетики того времени в целом: Пьеро - печальный персонаж итальянской старинной комедии дель арте. Луна - вечный спутник Пьеро - символ страдания.
Образ этого героя проходит во второй части - стонущие секундовые интонации и скерцозные пассажи. В третьей части рефрен рондо - тоже тема Пьеро. Но кульминация - кода всей сонаты - жизнерадостная, хоть и звучит в миноре.
В общем, это произведение имеет свой колорит, символизм, дух, энергетику, судьбу. Оно технически сложно, с разнообразными приёмами игры. Виолончельная партия - это контрасты регистров, разнообразие штрихов, кантилена и пассажи, игра на грифе, пиццикато. Виолончель временами звучит и как гитара, и как флейта, как барабан и арфа.
Более века назад Дебюсси написал шедевр для виолончели и фортепиано. И сейчас нет даже намёка на то, что эта музыка старая, неинтересная, забытая. Она такая же увлекательная, современная, популярная.
В этом мире всё может быть...