После ковыряния в сомнительном творчестве сомнительных персонажей, хочется чего-то светлого. Да и в комментариях посоветовали «популяризовать высокое искусство».
Совет хороший. Проблема в том, что я стандартный продукт 90-х – человек со страшным культурным провалом. Но осознал это в полной мере и ужаснулся лишь несколько лет назад. С тех пор стараюсь из этой ямы как-то выбираться.
Преодоление этого культурного провала, свойственного перестроечному и постперестроечному поколению, на самом деле очень большой вопрос. В том смысле, что это действительно большая проблема – отчуждение от высокой культуры, которое имеет далеко идущие последствия для общества. А выбраться из этого культурного провала – задача не тривиальная.
Но все же. Недавно попалось стихотворение Некрасова «Песня Еремушке». По-моему, прекрасная иллюстрация двух подходов к воспитанию: сделать из ребенка подстилку, гнущуюся под сильных мира, или же сделать из него Человека, самого этот мир строящего.
Прочитайте:
"Стой, ямщик! жара несносная,
Дальше ехать не могу!"
Вишь, пора-то сенокосная -
Вся деревня на лугу.
У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;
Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку,
Няня дремлет и поет:
"Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.
Сила ломит и соломушку -
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей.
В люди выдешь, все с вельможами
Будешь дружество водить,
С молодицами пригожими
Шутки вольные шутить.
И привольная, и праздная
Жизнь покатится шутя…"
Эка песня безобразная!
— Няня! Дай-ка мне дитя!
"На, родной! да ты откудова?"
— Я проезжий, городской.
"Покачай; а я покудова
Подремлю… да песню спой!"
— Как не спеть! спою, родимая,
Только, знаешь, не твою.
У меня своя, любимая…
"Баю-баюшки-баю!
В пошлой лени усыпляющий
Пошлых жизни мудрецов,
Будь он проклят, растлевающий
Пошлый опыт — ум глупцов!
В нас под кровлею отеческой
Не запало ни одно
Жизни чистой, человеческой
Плодотворное зерно.
Будь счастливей! Силу новую
Благородных юных дней
В форму старую, готовую
Необдуманно не лей!
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
С ними ты рожден природою -
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.
Возлюби их! на служение
Им отдайся до конца!
Нет прекрасней назначения,
Лучезарней нет венца.
Будешь редкое явление,
Чудо родины своей;
Не холопское терпение
Принесешь ты в жертву ей:
Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду.
С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой…
И тогда-то…" Вдруг проснулося
И заплакало дитя.
Няня быстро встрепенулася
И взяла его, крестя.
"Покормись, родимый, грудкою!
Сыт?.. Ну, баюшки-баю!"-
И запела над малюткою
Снова песенку свою…
1859 г.
То, что Некрасов - «великий русский поэт» - известно каждому. Но в чем его величие ответят не все и не сразу. «Хорошие стихи писал» - это же не ответ. Немного опасаясь усмешки литературоведов, выскажусь.
Заглянуть в суть вещей, показать добро и зло, поставить вопрос о смысле человеческой жизни, описать что-то сложное простым языком и объяснить это через метафоры. Вот это делают великие писатели и поэты.
И в наше время это становится особо актуальным. Когда знания являются довольно поверхностными и суть вещей мало кого интересует, когда размывается понятие добра и зла, когда смысл человеческой жизни сводится к гедонизму и потребительству.
Вот на примере этого стихотворения. Няня готовит дитя к тому, чтобы он: а) поклонился силе, б) за счет этого обеспечил себе праздную жизнь. Другими словами, стал слугой, придатком тех, у кого эта сила есть. И жил праздно под опекой этих сильных. Праздно! То есть не напрягаясь. За тебя решат. Захотят – похвалят и дадут косточку, ну а не повезет – пустят в расход.
У вас не было таких примеров, когда детей учат именно этому? Не высовываться и искать покровительства сильных. Может, учат не напрямую, но посыл идет такой. Надо просто занять удачное место в жизни. Не найти свое призвание, а «получить образование». Не заняться делом своей жизни, а «хорошо устроиться». Не найти настоящую любовь и свою вторую половинку, а… как там это называется?
И прохожий правильно называет эту песню безобразной. Зачем няня готовит ребенка к такому пути? Это очень странная забота.
Смысл жизни человека – в борьбе. В борьбе со злом. Для этого надо сначала определить, где добро, а где зло. Затем найти смелость с этим злом бороться. И, наконец, найти ума и смекалки делать это эффективно.
В общем, давайте учиться у Некрасова – у великого русского поэта. Вот такой первый пост о популяризации высокого искусства. :)