Найти в Дзене
Уютная Каморка

Палестино – Израильские отношения 1990 – 1999 гг.

Оглавление

Конфликт между Израилем и Палестиной можно назвать одним из ключевых конфликтов на Ближнем Востоке. Этот конфликт можно назвать одним из ключевых потому что затрагивает интересы крупнейших старн мира и влияет в целом на политику государств ближнего востока. этот конфликт на современном этапе появился после того как были разделены земли палестины между еврейским и палестинским народами.

На все протяжение палестино-израильского конфликта 1990-е годы можно назвать этапом, когда стороны пытаются найти компромисс в решение конфликта между двумя народами.

Цель работы: проследить эволюцию отношению между Израилем и Палестиной на протяжение 1990 по 2000 гг.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1)рассмотреть соглашения в Мадриде 1991 года и Осло 1993;

2)рассмотреть палестино-израильские отношения 1994-1995 гг. в соглашения "Газа-Иерихон" и "Осло-II";

3)рассмотреть палестино-израильские отношения 1996-2000 гг. в политике Б. Нетаньяху и Э. Барака.

1 ОТ МАДРИДА И К ОСЛО.

На рубеже 21 века так и не смогло выйти из кризиса палестинское национальное движение, в котором оно находилось еще с 1980-х годов. Основным импульсом для налаживания отношений с Израилем стало тунисское руководство, а имено личность самого Ясира Арафата.

В конце сентября 1991 года состоялась 20 сессия Национального Совета Палестины, на которой обсуждалась проблема участие Палестины в Женевской мирной конференции по Ближнему востоку. ХАМАС подтвердив свою участие, выдвинула два главных условия, отказ от акта Совбеза ООН № 242 и выделение 40 % мест для ХАМАСА в НСП. При переговорах между ХАМАСОМ и Арафат, требования были отвергнуты и сближения добиться не получилось.

Незадолго до голосования Арафат как Исполком ООП выступил с речью, в которой говорил что не нежно отвергать миротворческие усилия США и их поддержку. Голосования вывело следующие результаты:256 голосов выступило в поддержку резолюции ООН № 242, 338 голосов в поддержку участия в Мадридской мирной конференции, 86 голосов как против участия в Мадридской мирной конференции, так и против принятия резолюции ООН.[1]

В 1988 году в Израиле прошли выборы, в ходе которого партийные блоки Ликуд(40 мандатов) и Маарах(39 мандатов) получили меньше чем на предыдущих. Президент Х. Герцог поручил формирования правительства Шамиру, который попытался создать узкую коалицию во главе с Ликудой, но ему это не удалось. Тогда Шамир обратился к Пересу и после переговоров было создано правительство национального единства. Шамир стал премьером. Шамир занимал про проблеме территорий Западного берега и Газы особенно жесткую политику. После избранием Дж. Буша ст. республиканская партия настаивала на мирном решение конфликта между Израилем и ООП. Шамир в 1989 предоставил план для решения конфликта. План базировался на кэмп-дэвидских подходах к автономии, который давал автономию, но исключал создания государства. Данный план вызвал дебаты в Ликуде. В конечном итоге это вызвало отставку правительство, Ширана сменил Перес, но через 6 недель признав поражение. Ширан снова стал премьером.

После начала войны в Кувейте, ООП оказала поддержку Ираку и в течение войны наносили удары по израильской территории.[2]

1.1 Мадридская конференция

В октябре 1991 года госсекретарь США Джеймс Бейкер встретился с группой влиятельных палестинцев с оккупированной территорией. В их числе были Ханан Ашрауи, Фейсал аль-Хуссейни. Главной трудностью переговоров было усадить израильтян и палестинцев за стол переговоров. Израильская делегация сразу же отказалась иметь дело с ООП. Тогда был найден компромисс. Палестинцев будет предоставлять иордано-палестинская делегация не связанная с ООП, но ООП сможет выбирать кого включить в ООП, причем у Израиля не будет право ветто.

Мирную конференцию было решено провести в Мадриде и ее открытие состоялось 30 октября 1991 года.[3]

Мадридская мирная конфернция проходила под эгидой СССР и США. Конференция была проходила на межправительственном уровне между Израилем и рядом арабских государств – Иордания, Ливана, Сирии и Палестины. Как было согласовано палестинцы не получили право действовать на конференции самостоятельно, а только в составе с Иорданией. Палестинскую часть делегации возглавил Хейдар Абд аш-Шафи. Израиль признавал права палестинцев, которые предусматривали вывод израильских войск, проведение выборов в самоуправление, но Израиль понимал это как автономию, а не созданием независимого государства.

Начало конференции было начато ее сопредседателями. Президент Буш заявил, что резолюции являются основой будущих переговоров. Так же было заявлено, что у палестинского народа есть право и что необходимо дать возможность решать свою судьбу. Далее М.С. Горбачевым было сказано, что данная конференция служит не принуждение великих держав на какое-то решение конфликта, а стремление достижения мира. 3 ноября на двухсторонней встрече между арабскими делегациями с одной стороны и израильской делегацией с другой стороны рассматривался вопрос о месте проведение конференции. Израиль потребовала провести конференцию в арабских странах или в самом Израиле. Это требование встретило отпор у арабских делегаций. Результатом стало перерыв на 3 неделе, но место так и не было согласовано. 4 ноября Израиль объявил о строительстве поселений на Западном береге реки Иордан. Это вызвало критику в сторону Израиля. Израиль в ответ на критику, выдвинул условия для проведения переговоров: не участие США или иных посредников, перенос переговоров на Ближний восток и на более поздний срок. Часть переговоров была проведена в Москве. Результатом переговоров стало создание 5 рабочих комиссий: по вопросам экономики, водным ресурсам, контролю над вооружениями, беженцам и по экологическим проблемам.[4]

Значением мадридской конференции стало то, что противники сели за стол переговоров, сделана попытка урегулирования конфликта. В Мадриде не было достигнуто решения по вопросу урегулирования конфликта. [5]

1.2 Соглашения в Осло

После Мадридской конференции начались длительные изнурительные переговоры. Израильский план предусматривал предоставления палестинцам ограниченную автономию с сохранение израильского контроля. В соответствии с эти планом Израиль предлагал распространить свое законодательство на палестинскую территорию. Председатель ООП Я. Арафат отклонил план израильтян. 20 января 1993 года при посредничестве Норвегии в Осло начались секретные палестино-израильские переговоры. Прошло двенадцать переговоров и встреч по разделам проектов палестино-израильского соглашения.[6]

9 сентября 1993 года в Осло Израиль и ООП обменялись друг с другом письмами о взаимном признание. 13 сентября того же года в Вашингтоне представители Израиля и ООП подписали «Декларацию принципов организации временного самоуправления». Декларация заключала в себе следующие: предоставление полной автономии палестинцам на западном берегу реки Иордан и Секторе Газа, откуда будут выведены израильские войска; передача палестинцам автономию в следующих областях: культура и образование, здравоохранение, социальное обеспечение, налогообложение и туризм; создание полиции которые будут действовать на территории палестинской автономии; выборы на территории палестинской автономии всеобщих выборов во временный высший орган – Совет.[7]

2 РАЗВИТИЕ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 1994 – 1995 ГГ.

2.1 Соглашение “Газа – Иерихон”

4 мая 1994 года в городе Каир между Израилем и ООП было подписано промежуточное соглашение между Осло Iи Осло II«Газа-Иерихон». Данное соглашение было направлено для осуществление «Декларации принципов организации временного самоуправления» о введение Палестинского самоуправления.[8]

Согласно соглашению под контроль Палестинской администрации передавалась оккупированная, но не аннексированная Израилем территория Сектора Газа, Иерихон и его окрестность. Но Израиль в свою очередь сохранял контроль над всеми еврейскими поселениями в Секторе газа. В соотвествие с этим соглашение распускалась израильская администрация в Секторе Газа и Иерихоне и их полномочия передавались палестинской администрации. Палестинская администрация по соглашению получала право деятельности двадцати пяти сферах, таких как образования, социальное, пенсионное и медицинское обеспечение, трудоустройство, формирования бюджета и иных формах услуг. Так же строит отметить что палестинской администрации передавался контроль за использование природных ресурсов, археологическими раскопками, религиозной деятельностью и другими видами деятельности.[9]

17 мая 1994 года из Газы и Иерихона вышли части Израильской армии. После вывода израильских части в Газу и Иерихон вошли палестинские полицейские подразделения. Было сформировано временное палестинское правительство. [10]

С резкой критикой действий ООП высказывались ХАМАС, «Исламский джихад» и другие группировки. Это стала одной из проблем урегулирования конфликта. В самом Израиле тоже было не все так гладко. «Израильские ястребы» резко осудили мирные соглашения.[11]

2.2 Соглашение «Осло – II»

Вскоре через год, 28 сентября в Вашингтоне было подписано временное соглашение, в котором за основу для урегулирования конфликта были взяты резолюции Совета Безопасности ООН №№ 242 и 338, а также Мадридская мирная конференция 1991 года.[12]

Новое соглашение получило название «Осло II» и было подписано И. Рабином и Я. Арафатом в присутствие президента США Б. Клинтона, президента Египта Х. Мубарака и короля Иордании Хусейна. Данное соглашение предусматривало проведение выборов на территории палестинской автономии и формирования законодательного органа власти, а также вывода войск из ряда поселений. Территория Западного берега делилась на три части: зона «А», в состав которой входили города и городские агломерации попадающие под законодательство палестинской автономии; зона «В» включала в себя палестинские деревни и малонаселённые районы, управление которыми осуществляется гражданскими властями палестинцев, а безопасность остается в юрисдикции Израиля; зона же «С» включает в себя израильские поселения и дороги остаются под контролем израильских властей.[13]

В соглашение также было оговорено детали передислокации израильских войск в тех районах Западного берега где не распространялось соглашение о Газе и Иерихоне. Были сделаны уступки израильским правительством и продолжением их не смотря на террористические акты и насилие, привели к движениям протеста израильского населения. И все же не смотря на все трудности соглашение «Осло II» было утверждено в Кнессете.[14]

3 ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1996 – 2000 ГГ.

3.1 Приход к власти Б. Нетаньяху и его политика

В ноябре 1995 года произошло убийство премьер-министра Ицхака Рабина, совершенное евреем-экстремистом. Убийство Рабина затормозил процесс урегулирования конфликта. На волне национализма и непрекращающихся террористических актов прошли выборы нового премьер-министра.[15]

В ходе парламентских выборов которые состоялись 29 мая 1996 года одержал победу правый блок Ликуд, а ее лидер Б. Нетаньяху занял пост премьер-министра. В течение всего срока на посту премьер-министра Б. Нетаньяху отрицательно относился к мирному урегулированию конфликта. Свое мнение он выразил в следующих тезисах:

1) Не создания Палестинского государства.

2) Иерусалим единый и неделимый

3) Голанские высоты должны оставаться под контролем израильских войск.

4) Строительство еврейских поселений на палестинской территории должно идти активно. [16]

С 1996 года снова участились столкновения между израильскими войсками и палестинцами. 27-29 сентября после того как в Иерусалиме был открыт туннель под мечетью аль-Аксы произошло значительно столкновение. Столкновение заставило Совет Безопасности принять резолюцию № 1073, которая осуждала эскалацию конфликта на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа. Не смотря на все трудности мирный процесс на ближнем востоке продолжался. 26 апреля 1996 года Национальный Совет Палестины проголосовал за отмену статей Палестинской Национальной хартии 1968 года, которые могли помешать урегулированию конфликта.17 января 1997 году между Израилем и Палестиной в городе Хевроне был подписан Хевронский протокол.[17]

Согласно Хевронскому протоколу город Хеврон был разделен на две зоны: палестинскую (это примерно 80 % города) и еврейскую (приблизительно 20 %). В это время в городе проживало примерно 450 еврейских поселенцев. По протоколу было предусмотрено три передислокации израильских войск на Западно берегу. Подписание протокола помогло предотвратить новый взрыв напряжённости между Палестиной и Израилем. Протокол был для Нетаньяху уступкой. Строительство жилых домов в квартале Хар Хома, что на востоке Иерусалима привел к забастовке палестинцев. Строительство поселений продолжалось, а ответом на их строительство стало продолжение проведение террористических актов членов ХАМАСА и Исламского джихада. На протяжение 1997 и 1998 годов в урегулирование ближневосточного конфликта было в состояние стагнации.[18]

В начале правительство Израиля опубликовало официальный документ о национальных интересах Израиля на Западном берегу. В частности выдвигали моменты где Израиль будет не приклонен и не пойдет на уступки:

1) Иерусалим единый и неделимый как столица Израиля;

2) Ни одного еврейского поселения не будет демонтировано на Западном берегу;

3) Будут сохранены объекты контролирующие водные источники, инфраструктуру, военные объекты, «святые места еврейского народа»;

4) Израиль не готов на существование рядом с собой суверенного палестинского государства;

5) Израиль готов передать под контроль палестинцев не более 30-40 % территории Западного берега.

6) Еврейские поселения на палестинской территории будут сохранены;

7) Израиль не допустит автоматическому возвращению палестинских беженцев.

Второй документ приняты правительством Нетаньяху, содержал ряд требования к ПНА:

1) Палестинцы должны были отменить ряд пунктов Палестинкой хартии, призывающие к уничтожению Израиля;

2) Руководство ПНА должно было сместить и передать суду чиновников призывающие к насилию и пропаганде против Израиля;

3) ПНА должна была выдать несколько десятков террористов, принимавших непосредственное участие террористических акциях;

4) ПНА должна была сократить контингент полицейских и изъять оружие у всех кто не имеет на его разрешение.

23 октября 1998 году было подписано соглашение, по которому Израиль обязался отвести войска с 13 % территорий Западного берега. В марте 1999 года Нетаньяху было заявлено, что в случаи одностороннего объявления Палестинского государства Израиль примет решительные меры, даже на аннексию Западного берега реки Иордан.[19]

3.2 Эволюция палестино-израильских отношений при Э. Бараке

17 мая 1999 года премьер-министром стал Э. Барак лидер Партии труда которая одержала победу на досрочных выборах в парламент. После того как к власти пришло новое во главе с Э. Бараком появились надежны на продолжение переговоров. 4 сентября 1999 года в городе Шарм-эль-Шейх при участие Э. Барака и Я. Арафата было подписано соглашение которое открывало путь на мирное урегулирования конфликта. Шарм-эль-Шейхский меморандум установил срок окончательного урегулирования конфликта между Израилем и палестинцами. Переговоры о постоянном статусе должны были пройти не позднее 13 сентября.[20]

13 сентября 1999 года открылись переговоры о постоянном статусе, предполагалось завершить переговоры к 13 сентябрю 2000 года. В центре внимания переговоров стояли следующие проблемные темы:

1) Статус Иерусалима

2) Проблема палестинских беженцев. Согласно данным которые предоставил ЮНРВА большинство палестинских беженцев находится в трех арабских странах, в Иордане, в Сирии и в Ливане.

3) Вопрос о еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан и Секторе Газа.

4) Меры безопасности

5) Вопрос о будущих границах Израиля и палестины.

В начале июля 2000 года президент Б. Клинтон из-за растлившегося по времени переговоров предложил трёхсторонний саммит. С 11 по 24 июля 200 года проходили встречи между Э. Бараком и Я. Арафатом. Сначала Э. Барак предложил создать независимое Палестинское государство на территории большей части Западного берега реки Иордан и Сектора Газа. Столицей государства должен был стать Восточный Иерусалим. Э. Барак считал что еврейские поселения необходимо оставить, что составляют 10 % территории Западного берега. Я. Арафат согласившись с этим, потребовал передать Палестине часть земель пустыни Негев. Но настоящей проблемой переговоров стало статус города Иерусалима и вело к блокировки переговоров.[21]

По требованию палестинцев Восточный Иерусалим требовали сделать его столицей своей автономии. Это было не приемлемо для Израиля, так как одним из требований Израиля было единый и не делимый Иерусалим. Окончательно решение этого вопроса так и не было принято.[22]

После трехстороннего саммита положение Э. Барака становилось шатким. Незамедлительную реакцию правых сил не пришло долго ждать. Также среди сторонников Эхуда Барака появились разочарование думающие что конфликт не возможно урегулировать. Так же на палестинскую сторону был нажим со стороны ряда арабских государств резко отвергавшие уступки Израилю по вопросу с беженцами и Восточному Иерусалиму. Новая попытка США провести переговоры не увенчались успехом из-за посещения Шароном Храмовый горы, и начавшиеся там столкновений привело ко Второй Интифаде.[23]

Палестинцами проводились серии терактов что приводило к тому что Израиль проводил спецоперации и уничтожениям лидеров террористических организаций. В этих условиях 9 декабря 2000 года Эхуд Барак ушел в от ставку. В январе 2001 года прошли внеочередные выборы в премьер-министра, и новым премьером был избран Ариэль Шарон.[24]

21-27 января 2001 года состоялась встреча израильтян и палестинцев в Табе. На встрече нашли компромисс по решению вопроса с беженцами, но подписать документы, было не суждено. В октябре 2000 года на совещание в Шарм-аш-Шейхе было решено создать комиссию для подготовки фактов и отчетов. Комиссия была названа в честь ее председателя – комиссия Митчелла. В мае 2001 года документы комиссии были представлены. В документах говорилось о необходимости возродить доверие, прекратить насилие и возобновить переговоры. Но планы комиссии так и не были реализованы.[25]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая данный период можно увидеть как менялась ситуация в отношениях между Израилем и Палестинской Национальной Администрацией. Вначале 1990-х годов наметились важные перемены в отношениях между Израилем и ПНА. Важным событием можно назвать, что в 1991 году в Мадриде стороны впервые сели за стол переговоров. Хотя эти переговоры так и не дали решения конфликта, но прогрессом можно назвать то, что стороны впервые решили урегулировать конфликт мирно.

После Мадрида в 1993 году в Осло, при норвежском сотрудничестве была подписана «Декларацию принципов организации временного самоуправления». В тексте декларации были предоставлены пути решения конфликта.

Во второй главе были рассмотрены соглашения «Газа-Иерихон» и «Осло-II» подписание которых дало продвижение в урегулирование конфликта между Израилем и ПНА. В соглашения рассматривались как будет проведено размежевание израильтян и палестинцев, передислокация израильских войск.

В третьей заключительной главе было рассмотрена внешняя политика премьер-министров Б. Нетаньяху и Э. Барака. Б. Нетаньяху став премьер-министром проводил жесткую политику по отношению Палестинской автономии. В период премьерства Нетаньяху подписал Хевронский протокол который делил этот город между Израилем и ПНА. Продолжая строительство еврейских поселений продолжился конфликт с палестинцами. В период когда Нетаньяху когда был премьером конфликт не был урегулирован и продолжал стагнировать.

После того как новым премьером после Нетаньяху стал Э.Барак наметились перемены в положительную сторону. Стороны вновь сели за стол переговоров. На переговорах в Шарм-эль-Шейх были поставлены ряд вопросов, такие как проблема статуса Иерусалима, проблема беженцев, вопрос по еврейским поселениям и границе между государствами. Главным камнем преткновения стал статус Иерусалима, палестинцы рассчитывали сделать своей столицей Восточный Иерусалим, но одним из ключевых требований израильтян было то, чтобы Иерусалим был единой и не делимой столицей Израиля.

Подводя итог по эволюции отношений между Израилем и палестинцами можно сказать, что наметился курс на мирное урегулирования конфликта. Но оставалось еще много времени и проблем на пути урегулирования конфликта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

[1] Шевелев С.С. История стран Азии и Африки в новейшее время(70-е годы XXв. – 2006 г.) – Симферополь-Москва: МЦСПИ, 2007. – С.226 – 227.

[2] Звягельская И. Д. История Государства Израиль. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С.235-242.

[3] Штереншис М. История государства Израиль 1896 – 2005. – Изд. 2-е. – Герцлия, 2005. – С.509.

[4] Эпштейн Алек Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность. – М.: 2003, С.121 – 122.

[5] Шевелев С.С. История стран Азии и Африки в новейшее время(70-е годы XXв. – 2006 г.) – Симферополь-Москва: МЦСПИ, 2007. – С.227 – 228.

[6] Шевелев С.С. История стран Азии и Африки в новейшее время(70-е годы XXв. – 2006 г.) – Симферополь-Москва: МЦСПИ, 2007. – С.229 – 232

[7]Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение: в 2-х частях. Часть I: Арабо-израильский конфликт. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – С.127

[8] Кузнецов, Д. В. Арабо-израильский конфликт: История и современность. Очерк событий. Документы и материалы: учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С.100 – 101

[9] Эпштейн Алек Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность. – М.: 2003, С.140

[10] Шевелев С.С. История стран Азии и Африки в новейшее время(70-е годы XXв. – 2006 г.) – Симферополь-Москва: МЦСПИ, 2007. – С.235

[11] Бузов В. И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 – 2004): учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.467

[12] Кузнецов, Д. В. Арабо-израильский конфликт: История и современность. Очерк событий. Документы и материалы: учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С.101

[13]Звягельская И. Д. История Государства Израиль. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С.253

[14] Эпштейн Алек Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность. – М:. 2003, С.142 – 143

[15]Бузов В. И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 – 2004): учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.467.

[16] Кузнецов, Д. В. Арабо-израильский конфликт: История и современность. Очерк событий. Документы и материалы: учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С.104

[17]Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение: в 2-х частях. Часть I: Арабо-израильский конфликт. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – С.134.

[18] Звягельская И. Д. История Государства Израиль. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С.270 – 271.

[19] Шевелев С.С. История стран Азии и Африки в новейшее время(70-е годы XXв. – 2006 г.) – Симферополь-Москва: МЦСПИ, 2007. – С.236 – 239.

[20] Кузнецов, Д. В. Арабо-израильский конфликт: История и современность. Очерк событий. Документы и материалы: учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С.107 – 108.

[21]Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение: в 2-х частях. Часть I: Арабо-израильский конфликт. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – С.136 – 138.

[22] Бузов В. И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 – 2004): учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.468

[23] Звягельская И. Д. История Государства Израиль. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С.278

[24] Кузнецов, Д. В. Арабо-израильский конфликт: История и современность. Очерк событий. Документы и материалы: учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С.120-121

[25] Звягельская И. Д. История Государства Израиль. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С.279 – 280.