Найти тему
76,8K подписчиков

Забытое искусство наших бабушек – сибирские ковры

7,7K прочитали

Узнала недавно, что значит выражение «пряха и непряха». Так называли раньше женщин по их умениям. Если баба могла и пряжи напрясть, и ковров наткать, то она была человеком уважаемым и гордо носила звание «пряха». Такая баба тяжелой работой не занимается, место её в доме. А если руки не из того места росли, то место той бабе на скотном дворе и звали её презрительно «непряха»

Бабушка моя была «пряха». А еще «ткаха» и «вышиваха». Сколько помню бабу Надю, она всегда что-то рукодельничала. Зимой пряла пряжу из шерсти от своих овечек, вязала одежду, вышивала скатерти. Но самыми большими и яркими её работами были ковры ручной работы. Возможно, вы видели такие – на черном поле расцветают крупные алые розы и маки, а по краю ковра идет узор из зелёных листьев, маленьких бутонов и геометрических фигур.

Узнала недавно, что значит выражение «пряха и непряха». Так называли раньше женщин по их умениям.

В детстве я думала, что такие ковры есть в каждом доме, и каждая бабушка занимается ковроткачеством в свободное время. Но позже я узнала, что это очень редкое и сложное ремесло, не каждая рукоделница возьмется за такую работу. А ковры такие, как ткала бабушка – это знаменитые сибирские ковры, которые нигде не делают, кроме Тюменской области.

История ковроткачества в Тюмени такова: через Тюмень давным-давно проходил азиатский торговый путь. Шли караваны, среди торговцев было много бухарцев. Некоторые оседали в Сибири. Они и научили местных умельцев ткать ковры.

Возможно, вы видели картину «Взятие снежного городка» художника Сурикова. Он в 1887 году побывал в Красноярске и купил пару знаменитых шерстяных ковров. Отдал всего по 5 рублей за ковер, а в столице бы такой за 15 рублей только купить можно было. Эти ковры попали на знаменитую картину художника, как символ Сибири.

Узнала недавно, что значит выражение «пряха и непряха». Так называли раньше женщин по их умениям.-2

Традиционным узором сибирских ковров стала несложная композиция. В центре ковра помещалось изображение нескольких больших цветков роз или мака, иногда гроздья рябины. Цветы настолько крупные, что занимали почти всю центральную часть ковра, оставляя для каймы лишь небольшую часть. Для фона обычно использовалась пряжа черного цвета, реже белого.

Узнала недавно, что значит выражение «пряха и непряха». Так называли раньше женщин по их умениям.-3

Технология изготовления ковров вручную является очень трудоемкой: один ковер размером 2 на 3 метра ткачиха даже на фабрике делает в течение 1,5 месяцев, поэтому изделие получается достаточно дорогим. Сейчас его цена доходит до сотни тысяч рублей. Для изготовления сибирских махровых ковров используется только чистошерстяная пряжа и хлопковая основа.

Узнала недавно, что значит выражение «пряха и непряха». Так называли раньше женщин по их умениям.-4

Я в подробностях помню процесс создания такого ковра. Моя бабушка держала овец, и из овечьей шерсти сама пряла пряжу. Затем эту пряжу окрашивала в разные цвета. Не знаю, правда, где она брала красители, потому что из трав и кореньев такие сочные яркие цвета не сделать. Для ковроткачества нужно было шерстяные нитки нарезать на одинаковые кусочки длиной 5-6 см – жички. Это и есть будущие махрушки.

В отдельной комнате выставлялся большой ткацкий ковер, на нем бабушка обычно ткала простые половички-дорожки. Но раз в год бралась и за большой ковёр. Бабушка с соседками накручивали ровницу (нитки) на забор палисадника, чтобы была определенная длина. И только после этого приступать к созданию ковра.

В моих воспоминаниях сохранилась такая картина: зима, уже половина ковра готова, и бабушка садится к ткацкому станку каждый раз, как появлялась свободная минутка. Вокруг стоят коробочки с клубками ниток и нарезанными кусочками разноцветной шерсти. Комната холодная, тепло идет только от круглой железной печки, но бабушка прохлады не замечает, и мерный стук прясел продолжается весь день. Надо успеть наткать, пока солнце высоко, по вечерам старалась не портить глаза.

Узнала недавно, что значит выражение «пряха и непряха». Так называли раньше женщин по их умениям.-5

Работа очень сложная, и для детского ума непонятная. Одно движение челноком - и нужно выкладывать (завязывать) целый ряд жичек. Затем снова плывет челнок по нитяному морю, нажимается педаль на станке, и ворсинки уже зажаты между рядами ниток. Иногда бабушка давала мне прогнать челнок между ниток и нажать на педаль.

Как бабушка выкладывала сложный ковровый узор – до сих пор непонятно. Вроде не было перед глазами у неё никакой схемы. Она смеялась, и говорила, что все узоры для неё простые, и она помнит, как нужно выкладывать каждый ряд. Думаю, изготавливая ковер с новым рисунком, она всё же использовала готовые схемы.

Картина "У старого станка" художник Рем Ярмолин
Картина "У старого станка" художник Рем Ярмолин

В каждой комнате у бабушки висел такой ковёр. И у нас дома тоже, и у родственников. Всех одаривала бабушка своими коврами, в которых проявилась её любовь и забота о нас. Ковры такие дарились в подарок на свадьбу, на новоселья, и на рождение детей. Они были не только для красоты, но и для тепла. Помню, как приятно было прижаться к этому пушистому ковру, как будто кто-то родной обнимает тебя.

К сожалению, при переезде мы не смогли взять большие ковры с собой, отдали родственникам. Так и осталась от тех ковров лишь память в старых фотографиях.

Фото из семейного архива. 40 лет назад. 2 разных ковра. Розы на белом фоне и рябина на черном фоне. Даже на черно-белых фотографиях я вижу, какие они яркие)
Фото из семейного архива. 40 лет назад. 2 разных ковра. Розы на белом фоне и рябина на черном фоне. Даже на черно-белых фотографиях я вижу, какие они яркие)

Переехав в новое село, я узнала, что в нашем районном центре, в городе Ишим существует Ковровая фабрика, на которой делают те самые знаменитые сибирские ковры. И зная это, на душе становится радостно, что нашлись люди, которые смогли сохранить редкое ремесло, а значит, и дальше будут цвести сибирские алые розы на черном поле!

Фото с сайта http://www.vashkover.ru/factory
Фото с сайта http://www.vashkover.ru/factory

Недавно я побывала на мастер-классе по ткачеству от Натальи Денисовой - мастера народных промыслов Тюменского дома ремёсел. Наталья много рассказала о ткачестве, продемонстрировала нам небольшой настольный ткацкий станок и научила завязывать жички для ковров. Мне выпала возможность сделать пару узелков для такого коврика, и руки мгновенно вспомнили бабушкину науку.

С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries

Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь