Иностранные любители водной гребли называют эти соревнования «сумасшедшая гонка на Волге». Легендарная скоростная Жигулевская кругосветка –умопомрачительные 145 км на вёслах. В этом году одним из покорителей водного ультрамарафона стал ведущий инженер отдела закупок Дмитрий Ловков.
В 2021 году состоялась уже XXIX скоростная Жигулевская кругосветка. В ней приняли участие около 15 команд в следующих номинациях: «основной класс-ялы» (классические ялы-6 с деревянным корпусом), «основной класс-ялы (женщины)», «свободный класс-ялы» (ялы с пластиковым, либо металлическим корпусом), «основной класс – каяки-двойки с жестким корпусом», «свободный класс-каяки», «каяки-одиночки» и «каяки-одиночки (женщины)». Традиционно стартует кругосветка на Федоровских лугах, проходит всю излучину Волги, и финиширует в районе Молодецкого кургана – всего 145 км.
– Говорят, этот же маршрут на вёслах преодолевали еще Владимир Ильич Ленин, Максим Горький и другие исторические личности, – делится интересным фактом Дмитрий Ловков. – А вообще событие известно даже за границей. Частыми гостями-участниками становятся спортсмены из Великобритании и Нидерландов, где гребля – национальный вид спорта. Кстати, там нашу «кругосветку» называют «Crazy Volga Race», то есть «Сумасшедшая гонка на Волге».
Удивительно, но в скоростной «кругосветке» традиционно участвуют чисто женские команды. Им даётся фора – они стартуют раньше остальных участников на два-три часа. В остальном ничем не уступают, а порой даже превосходят мужчин.
Для остальных команд старт общий. Кто первый пришел – тот и победил. Но есть и ограничитель времени – до финиша нужно добраться максимум за 32 часа. Не успел – команду снимают с соревнований.
– Мы, старые кругосветчики из команды «Самокат», придерживаемся классики. Поэтому участвуем в категории «деревянные ялы», – рассказывает Дмитрий. – Заняли в этом году почетное третье место!
Интересуемся, есть ли время на отдых. Оказывается, предусмотрена единственная остановка в Переволоках.
– Называется отдыхом, а на самом деле в это время ты переправляешь ял по суше на другую сторону, – даже спустя столько времени после гонки вздыхает Ловков. – Физические нагрузки, конечно, дикие. Без остановки грести по 20 часов. Но всё это ни в какое сравнение не идет с моральным напряжением. Это та самая борьба с собой. Больше всего на свете хочется сдаться. Но ты терпишь.
Не жаловала гребцов и погода. В июне участники «кругосветки» испытали на себе и шторм и штиль, и дождь и пекло. Ночью была ужасная гроза, ветер и волны. А днем вода более спокойная. Но не всегда это в плюс.
– В штиль, когда нет течения, грести невероятно сложно, – признается наш коллега. – Вокруг бездвижная зеленая жижа, солнце палит, +36 градусов. Ты истощен, вот-вот уснешь.
Тогда зачем это всё? Оказывается, даже в таком экстремальном режиме есть место созерцанию. Дмитрий признается, что в один момент происходит удивительное: сознание будто отделяется от тела. Последнее продолжает грести на автомате, а ты начинаешь любоваться великолепной природой Самаркой Луки, погружаться глубоко в мысли.
Но не всем удается достигнуть внутреннего дзена.
– Неоднократно был свидетелем, как люди сдавались, больше не могли бороться с нагрузками и отказывались продолжать гонку, – признается Дмитрий Ловков. – И не всегда это новички, бывает, ломаются и матерые гребцы.
Любопытно, как команды относятся к разговорам во время гонки. Оказывается, у каких-то команд это даже запрещено, чтобы не тратить силы, не отвлекаться. Другие, наоборот, стараются разговаривать, чтобы снять моральное напряжение. Наш собеседник из опыта приводит в пример ситуацию, когда шутка разряжает обстановку, отвлекает от усталости и дремоты. Дмитрий уверен, что выбирать нужно меньшее из зол: пусть скорость за разговором чуть упадет, но это лучше, чем совсем перегореть и не дойти до финиша. Например, в их команде даже практикуют песни во время гребли.
Ловков уверен, что не в последний раз штурмует гребной ультрамарафон.
– Каждый раз, когда участвуешь, то думаешь: «всё, это в последний раз». Но как только сошел на берег, тебя радостно встречают родные и друзья, мелькает мысль: «почему бы не попробовать еще разок?», – признается он. – Усталость проходит, появляется адреналин. За победу над собой медали не дают, но это самое ценное, что можно выиграть в скоростной Жигулевской кругосветке.
P.S. Дмитрий Ловков поделился новостью о том, что инициативная группа тоазовцев уже подготовила предложение по созданию спортивной парусной команды на базе яхт-клуба «Надежда», силами которой в дальнейшем также можно организовать заводские команды для участия в Жигулевских кругосветках. Надеемся, что руководство поддержит такую инициативу, и наши «кругосветчики» станут заметной частичкой легендарного события.
Юрий Николаев для "Волжского химика"