"Игра скорости и фантазии" - этими словами, одного известного в прошлом тренера, можно охарактеризовать тот футбол, который показывали на турнире два финалиста чемпионата Европы 1988 года - сборная СССР и сборная Голландии. Впрочем, сам финал проходил в довольно среднем темпе - сборная СССР отдала много сил в полуфинале с Италией, и по словам ее тренера Лобановского, восстановилась не полностью, а сборная Голландии начала матч, в большой степени исходя "от соперника". Условно, по характеру игры, матч можно разделить на три части,
До 30-й минуты - без опасных моментов. Позиционная борьба.
В относительно равном дебюте, несколько предпочтительней смотрелась сборная СССР. Ее действия выглядели более системными, чем действия голландской сборной, и она больше владела мячом. Однако, до голевых моментов и до ударов по воротам дело не доходило - голландская команда здорово оборонялась. В свою очередь, ведомые своим лидером Руудом Гуллитом, неплохо атаковали и голландцы - в этих моментах, уже оборона сборной СССР не допускала оплошностей. Так бескровно игра продолжалась до 30-й минуты.
Ошибки Алейникова и Дасаева, "проклятие Беланова". Отрезок от 30-й до 68-й минуты матча.
Словно гонг к более активным действиям команд - опаснейший удар Литовченко, на 30-й минуте матча. Получив мяч от Протасова, Литовченко бил из отличной позиции, и подними он мяч чуть выше - вратарь голландцев не смог бы выручить.
Тут же сборная Голландии огрызнулась, и уже Рууд Гуллит испытал вратаря советской сборной - с опасного штрафного он послал мяч, крученным ударом, под перекладину. Ринату Дасаеву пришлось в прыжке перевести мяч на угловой. После этого углового, мяч был выбит из штрафной, но недалеко. Советские футболисты, имея атакующего соперника вблизи штрафной с левого фланга, попытались создать искусственное положение "вне игры"... Далее случилось то, что можно трактовать по-разному.
Не уверен - не делай искусственный офсайд
Ни до этого момента, ни после, в этом матче сборная СССР не пыталась делать искусственное положение "вне игры". В тот момент, игроки советской сборной решили сделать - и получили гол в свои ворота. Причина - опорный хавбек Алейников, вынужденно играющий тот матч центральным защитником, слишком медленно выдвинулся от ворот, и в результате остался к ним ближе, чем Ван Бастен.
Выйди Алейников вместе со всеми, полузащитник голландцев, владеющий мячом, вряд ли стал бы делать навес в штрафную. Но видя происходящее, Ян Ваутерс среагировал моментально - первым же касанием он навесил на Ван Бастена, а тот отпасовал головой Рууду Гуллиту. Капитан голландской сборной пробил головой под перекладину ворот советской сборной.
Между Гуллитом и Дасаевым было приблизительно 4 метра, и учитывая, что Гуллит отправил мяч не прямо над головой Дасаева, а немного в сторону от него, у вратаря шансы спасти ворота были минимальными.
Дасаев рассказывал: "С тем эпизодом, когда нам первый гол забивали, — всем сказали, чтобы вышли, а он [Алейников] остался, поэтому нам забили".
Кто мог дать команду игрокам на выход вперед, кроме самого Дасаева - загадка. Михайличенко, в свою очередь, так объяснил: "Наигрывали, когда идет стандартное положение и мяч выбивается из штрафной, то мы быстро выходим на линию штрафной и оставляем соперника «вне игры»".
Наигрывали, но похоже, что неважно наиграли. И наигрывали ли создание искусственного "вне игры", с Алейниковым в роли центрального защитника?
В перерыве матча, в раздевалке Лобановский отчитал Михайличенко за то, что он бросил в штрафной Гуллита. При этом, по словам самого Алексея, Лобановский позже извинился, но уже тет-а тет. В оценке пропущенного первого гола, это является важным: если Лобановский отчитал Михайличенко, то сама попытка создания "вне игры", по мнению тренера, могла быть ошибкой, и тогда вешать всех "собак" на Алейникова, в целом хорошо проведшего матч, нельзя.
Не забивает Беланов - забивает Ван Бастен
После забитого голландцами гола, игра по-прежнему продолжилась в более-менее равной борьбе, а на 40-й минуте матча сборная СССР могла сравнять счет. Михайличенко и Беланов оказались с мячом в нескольких метрах, прямо перед воротами соперника, но замешкали, и упустили вернейший шанс забить.
После перерыва, на 54-й минуте матча, показалось, что фортуна окончательно выбрала своим фаворитом сборную Голландии. Нападающий голландцев Ван Бастен, находясь под острым углом к воротам, на краю штрафной площади, пробил с лету по воротам Дасаева. На повторе видно, что Ван Бастен именно бил по воротам, а не делал навес. По геометрии, удар получился идеальным. В свою очередь, Дасаев допустил ошибку, слегка подпрыгнув в момент замаха Ван Бастена, и не смог как следует оттолкнуться, чтобы дотянуться до мяча. пущенного нападающим по высокой дуге. В итоге, мяч влетел в дальний угол ворот. Отмечая гол, изумленные партнеры Ван Бастена спрашивали его: "что это было?", "как у тебя это получилось?". Он отвечал, что не знает...
Позже, Ван Бастен рассказал, что к тому времени он чувствовал усталость, и вместо того, чтобы попытаться обыграть, встречавшего его защитника, он от безысходности ударил по воротам. А странной траектории мяча, по его же словам, поспособствовала его травмированная лодыжка. "Не будь моя стопа ограниченно подвижной, у меня не получилось бы закрутить мяч так, чтобы он плавно опустился вниз" - пояснил футболист.
Не сломленные
К чести игроков сборной СССР, второй пропущенный гол не сломил их волю - они попытались усилить давление на соперника. На 65-й минуте матча, Игорь Беланов с восьми метров бил по воротам - штанга, а еще через минуту, активность Гоцманова, терзающего правый фланг обороны голландцев, привела к назначению пенальти в ворота Брекелена, сбившего его у лицевой линии. Пенальти взялся бить Игорь Беланов...
На следующий день, после этого матча, газета "Франс футбол" написала, что над Белановым в тот день нависло проклятье. Хотелось бы добавить, что когда удача поворачивается лицом к одной, из противоборствующих сторон, она отворачивается от другой. Беланов пробил сильно низом, но как всегда - прямо по центру ворот, и Брекелен смог ногами отбить удар.
После незабитого пенальти. Потеря надежды.
И здесь почувствовалось - советские футболисты начали терять силы и веру в то, что они смогут переломить ход матча. Игроки сборной Голландии начали раз за разом создавать угрозы воротам Дасаева - за короткий промежуток времени, поочередно опасно били Эрвин Куман и Рональд Куман, дважды мощно пробил Ваутерс. В ход у голландцев пошли пятки. У советской сборной активен был Гоцманов. В одном из эпизодов, он совершил проход по своему левому флангу, и выдал пас на Литовченко - у того удар вышел неказистым. Почти тут же Лобановский сделал сомнительную замену - убрал с поля Гоцманова, и выпустил Балтачу, чья физическая готовность вызывала у самого Лобановского крайнее недовольство. Алейников выдвинулся в опорную зону, а Балтача занял его позицию. После этой замены, настоящая борьба, можно сказать, закончилась. Не помогла и замена Протасова на Пасулько.
И все-же, под самый конец матча, команды еще по разу обменялись опасными выпадами. Отражая сильный дальний удар, вратарь голландцев отбил мяч прямо на Демьяненко, но Анатолий ударил в сторону углового флажка.
Вскоре уже Райкард бил по воротам с острого угла, но попал в вышедшего из ворот, Дасаева. Впрочем, к этому моменту, результат матча уже ни у кого не вызывал сомнений - сборная Голландии становилась чемпионом Европы, сборная СССР довольствовалась серебряными медалями.
Выводы, послесловие.
Формально, причинами поражения стали ошибка Алейникова, при первом пропущенном голе (либо ошибка команды, решившей не в самом подходящем моменте создать искусственный офсайд (?) ), оплошность Дасаева - при втором, и нереализованные собственные моменты у ворот соперника. Забить у сборной СССР могли Литовченко, Беланов, Михайличенко и Демьяненко. Моменты, создаваемые советскими футболистами были, в основном, результатом исключительно их собственных действий. Забитые же голы голландской сборной, стали результатом невынужденных ошибок соперника.
Если смотреть шире, то сборной СССР явно не хватало свежести и помешала некоторая зажатость.
В полуфинале, против сборной Италии, советские футболисты применили прессинг на протяжении всего матча, и столь энергозатратный футбол не мог не сказаться на следующей игре. А первый пропущенный гол в финале, показался эхом матча Кубка мира-86 против сборной Бельгии (о выступлении сборной СССР на Кубке мира-86) - сборная Лобановского вновь пропускала после диагональных передач, следовавших с флангов перед штрафной, и так и не научилась работать с положением "вне игры".